Сюжетно-ролевые игры как средство развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В данной статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевой игры.
Author image
Denis
Тип
Статья
Дата загрузки
23.07.2022
Объем файла
34 Кб
Количество страниц
8
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
360 руб.
450 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Вопросы формирования коммуникативных навыков рассматривали известные ученые и психологи, такие как С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, М.М. Алексеева, М.И. Яшина, А.Г. Арушанова, Маркова А.К. В их работах подчеркивается, что коммуникативные навыки не формируются сами по себе. В большей степени они являются результатом реализации целенаправленной психолого-педагогической работы с ребенком.

В результате изучения особенностей развития детей с задержкой психического развития, такие исследователи, как Н.Ю. Борякова, Е.Е. Дмитриева, Л.Н. Блинова, М.А. Касицына, Е.А. Панько, Я.Л. Коломенский, С.А. Игумнов, Г.В. Фадина, У.В. Ульенкова сделали вывод, что трудности в осуществлении общения со взрослыми и сверстниками, которые имеются у данной группы детей, связаны с комплексом когнитивных и речевых нарушений, что отражается на поведении ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки, на возникновении тревожности, мнительности,  враждебности, стремления уединенности.

Содержание не найдено

Литература:

1. Дыбина, О. В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет [Текст] / О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 64 с.

2. Лежнева Л.И. Научим детей общаться // Начальная школа. 1991. № 10

3. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. М.,2011

4. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития/ У.В. Ульенкова М.: Просвещение, 2000. С 294

5. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст]:пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина ; под ред. Г.А. Урунтаевой. – М., 1995. – 291 с.

6. Филиппова, Н. В. Современный взгляд на задержку психического развития [Текст] / Ю. Б. Барыльник, А. С. Исмайлова, Н. В. Филиппова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – №10. – С. 256 - 262.

7. Цой, А.И., Бондаренко Т.А. Зарубежный опыт организации информационной поддержки родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / А.И. Цой, Т.А. Бондаренко //Электрон. науч.-образов. журнал ВГСПУ «Грани познания». - 2020. - № 5(70). - С. 72-74.

8. Шипицына, Л. М., Защиринская О. В., Воронова, А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2000. - 380 с.

Гипотеза исследования: сюжетно-ролевая игра будет являться эффективным средством развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, если:
- организовать предварительную работу по обогащению содержания игровой деятельности детей (беседы с детьми, наблюдения, чтение художественной литературы);
- использовать адаптированные сюжеты в сюжетно-ролевой игре, способствующие формированию положительных отношений.
Логика нашего исследования была построена в соответствии с последовательным решением задач.
Решая первую задачу исследования, мы провели анализ современных психолого-педагогических исследований по определению теоретических аспектов развития коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития. Изучением развития коммуникативных навыков занимались С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, М.М. Алекс

Похожие работы