Цели, проявления и последствия политики “культурная революции” в Китае
ВВЕДЕНИЕ
«Культурная революция» в Китае — это политическое движение, инициированное Мао Цзэдуном в 1966 году для создания «новых людей». Этот «новый человек» «станет самоотверженным социальным существом в обществе без господства и будет временами впадать в самые разные утопии». С этой целью Мао требовал уничтожения «четырех следов» старых идей, старых культур, старых обычаев и старых привычек. Его место займут идеи Мао Цзэдуна.
Более того, Мао выступал за нейтрализацию так называемого ревизионизма и контрреволюционных элементов внутри партии, воплощенных в лице его политического оппонента Лю Сяоци, сменившего Мао на посту президента Китайской Народной Республики несколько лет назад. Таким образом, «культурная революция» также была своего рода борьбой, возглавляемой Коммунистической партией Китая.
В экономике Лю опирался на рыночные отношения (как позже сделал Дэн Сяопин), а в политике - на партийную дисциплину. Мао Цзэдун ненавидел любые попытки разбогатеть. Даже партийные чиновники приписывали это «новому классу эксплуататоров». Следовательно, движущую силу общественного прогресса он видел только в перманентной классовой борьбе.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................................................2
1 Цели политики «культурной революции» в Китае……….………..………....4
2 Основные причины “культурной ревалюции” в Китае
2.1 Совтеско-Китайсикй раскол.............................................................................6
2.2 Борьба за единоличное руководство партией.................................................7
3 Проявление политики “культурной револции” в Китае.................................10
4 Последствии “культурной революции” в Китае..............................................13
Заключение…………………………………………...………………...……..….15
Список использованной литературы…………………………........…………...16
Список использованной литературы
1 Родион Эббигхаузен, Максим Филимонов https://p.dw.com/p/1IlXG
2 https://spravochnick.ru/istoriya/kulturnaya_revolyuciya_v_kitae/
3 Иван Антонов, корреспондент газеты «Известия» в Пекине, специально для журнала «Международная жизнь» https://interaffairs.ru/news/show/7831
4 Доктор социологических наук, научный сотрудник Центар исследований Азии и Тихоокеанскогог региона Университета Орегана, США Конг Као http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/PAPERS/HISTORY/SHVCH.HTM
5 Кондорский Борис Михайлович, Революционный период в Китае https://cyberleninka.ru/article/n/revolyutsionnyy-period-v-kitae
6 https://www.istmira.com/drugoe-noveyshee-vremya/18280-kulturnaja-revoljucija-v-kitae-kratko.html
В большинстве источников приводится цифра в 100 миллионов жертв. Эта цифра впервые появилась в газете «Жэньминь жибао» 26 октября 1979 г. Ж.-Л.Марголин (француз) пишет, что погиб один миллион человек. Только в провинции Гуанси во время «культурной революции» погибло более 67 тысяч человек, а в провинции Гуандун — 40 тысяч.
Во время «культурной революции» было подавлено около 5 миллионов членов, а на IX съезде КПК в партии было около 17 миллионов человек. Во время 10 съезда в 1973 году членами КПК было уже 28 миллионов человек, то есть в 1970-1973 годах в КПК было принято 10-12 миллионов человек. Таким образом, Мао заменил «старых» членов партии, способных хоть на какое-то несогласие, на «новых» — фанатичных приверженцев культа личности.
В эту эпоху Китай добровольно и сознательно отошел от формального высшего образования, объявил «ревизионистскую рассадную систему», что стоило стране не менее миллиона неуспешных выпускников колледжей и гипотетических 100 000 аспирантов.
Красногвардейцы уничтожили важную часть культурного наследия китайского и других народов. Например, тысячи древних китайских исторических памятников, книг, картин, храмов и т.д. Они были уничтожены. Почти все монастыри и храмы Тибета, уцелевшие до начала «культурной революции», были разрушены.