Роль религии в жизни общества в работах Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма
ВВЕДЕНИЕ
Макс Вебер (1864-1920) и Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917), несмотря на то, что являлись «коллегами» в социологической сфере и по времени, и по изучаемым темам, рассматривали религию с различных сторон. Следует отметить, что во второй половине XIX — начале XX века социология переживала подъем в развитии. Общество претерпевало колоссальные изменения. Менялась эпоха: развивалась наука, формировалось новое естествознание. Менялось и представление о реальности и об обществе, создавались новые социологические теории. Соответственно, менялось и представление о роли религии в жизни общества.
Религия всегда выполняла определенную роль в обществе. Социологи, философы по-разному рассматривали её роль в социуме. Если в Античности религия основывалась на мифах, наделении богов сверхъестественными свойствами, в Средневековье поведение индивида целиком подчинялось религиозным канонам и принципам, то ситуация меняется уже в эпоху Возрождения — в центре мироздания стоит человек, или индивид. По мере развития науки, техники роль религии пересматривается. Но, так или иначе, религия всегда являлась тем фактором, который определял для многих основу морали и нравственности.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Представления Макса Вебера о влиянии религии на развитие общества 5
Глава 2. Значение религии для общества с точки зрения Эмиля Дюркгейма 8
Глава 3. Общее и различное в представлениях Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма о роли религии в жизни общества 10
Заключение 12
Список литературы 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. — М., 1990. — 220 с.
Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. — 2018. — 807 с.
Макс Вебер, немецкий социолог, исследовал место и роль религии в трансформирующемся обществе, тему влияния религии на развитие экономической, культурной и политической жизни общества. Важным является и анализ форм институционализации религии. В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905 гг) М. Вебер рассматривает вопрос влияния христианства на западную историю, на развитие экономики и общественной жизни Запада. Так, социолог приходит к выводу, что протестантизм являлся мощным стимулом для развития цивилизации Запада, тогда как религии Востока являлись препятствием, которое тормозило индустриальное развитие в таких, к примеру, странах, как Китай и Индия.
Аргументами М. Вебера являлось то, что приоритетная роль в формировании «духа капитализма» принадлежала учению реформаторов христианства Ж. Кальвину о предопределении. В 40-е годы XV века Ж. Кальвин формирует свое учение, получившее распространение у протестантов. Кальвин говорил о «божественном предопределении». Сам индивид, по мнению Кальвина, не может спастись, поскольку Бог поделил всех людей сразу — есть те, кто спасётся, а есть те, кто погибнет. Бог не может изменить свой выбор. Тех людей, кто спасётся, наделяют сильной верой, самообладанием при встрече с искушениями и соблазнами. Те, кому суждено погибнуть, уже прокляты. У них нет ни веры, ни стойкости. У таких людей жестокое сердце.