Некоторые аспекты исследования жизненных нарративов в работах Тильмана Хабермаса
Аннотация. В статье раскрывается подход Т. Хабермаса к исследованию жизненных нарративов; приводятся основные положения подхода. Описываются следующие аспекты жизненных нарративов, освещаемые в работах автора: глобальная нарративная когерентность и её типы; диахронический аспект личностной идентичности; дорефлексивное переживание непрерывности Я и лингвистические признаки его нарушений; текстово-аналитические методы изучения жизненных нарративов; взаимосвязь идентичности, развития и культуры. На текущем этапе развития научной мысли категория нарратива привлекает внимание множества исследователей социально-гуманитарных дисциплин. В психологии данная категория рассматривается в её непосредственной связи с Я индивида, в частности с его идентичностью.
Содержание не найдено
ЛИТЕРАТУРА
1. Кернберг О.Ф. Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии / Пер. с англ. М.И. Завалова – М.: Независимая фирма «Класс», 2017. – 464 с.
2. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1996. - 344 с.
3. Bluck S., Liao H.-W. I was therefore I am: Creating self-continuity through remembering our personal past. The International Journal of Reminiscence and Life Review. 2013. Vol. 1. No. 1. P. 7-12.
4. Fivush R., Habermas T., Zaman W. The making of autobiographical memory: Intersections of culture, narrative and identity. International Journal of Psychology. 2011. Vol. 46. No. 5. P. 321-345.
5. Habermas T., Bluck S. Getting a life: The emergence of life story in adolescence. Psychological Bulletin. 2000. Vol. 126, No. 5. P. 748-769.
6. Habermas T., de Silveira C. The development of global coherence in life narratives across adolescence: Temporal, causal, and thematic aspects. Developmental psychology. 2019. Vol. 44. No. 3. P. 707-721.
7. Habermas T., Ehlert-Lerche S., de Silveira C. The development of the temporal macrostructure of life narratives across adolescence: Beginnings, linear Narrative form, and endings. Journal of personality. 2009. Vol. 77. No. 2. P. 527-560.
8. Habermas. T., Köber, C. Autobiographical reasoning in life narratives buffers the effect of biographical disruptions on the sense of self-continuity. Memory. 2015. Vol. 23. No. 5. P. 564-574.
9. Köber C., Kuhn M., Peters I., Habermas T. Mentalizing oneself: detecting reflective functioning in life narratives. Attachment & Human Development. 2019. Vol. 21. No. 4. P. 313-331.
10. Köber C., Schmiedek F., & Habermas T. Characterizing lifespan development of three aspects of coherence in life narratives: A cohort-sequential study. Developmental psychology. 2015. Vol. 51. No. 2. P. 260-275.
11. Römisch S., Leban E., Habermas T., Döll-Hentschker S. Evaluation, involvement, and fragmentation in narratives of distressing, angering, and happy events by traumatized and non-traumatized women. Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy. 2014. Vol. 6. No. 5. P. 465-472.
12. Waters T., Köber, C., Raby L., Habermas T., Fivush R. Consistency and stability of narrative coherence: An examination of personal narrative as a domain of adult personality. Journal of Personality. 2019. Vol. 87. No. 2. P.151-162.
Второй механизм – поддержание одинаковости припоминаемого Я в течение времени. Третий механизм – относительная стабильность тела, социальных связей, физической среды и рутинных активностей индивида.
Т. Хабермас оппонирует исследовательнице автобиографической памяти Сьюзан Блак [3], отмечая, что она не проводит различий между дорефлексивным переживанием единства Я и рефлексивным осознанием и конструированием этого единства. Занимая противоположную позицию, Т. Хабермас следует традиции описательной психопатологии и утверждает, что, когда вышеописанные механизмы поддержания непрерывности Я нарушаются, требуются менее автоматизированные и более произвольные усилия для его восстановления. Для компенсации снижения дорефлексивного переживания непрерывности Я он предлагает две стратегии. Первая исходит из утверждения, что специфические разновидности аргументов могут простроить «мосты» между биографическими изменениями и сбоями.