Обследование и формирование моторных функций у детей дошкольного возраста с дизартрией

Реферат на тему: Обследование и формирование моторных функций у детей дошкольного возраста с дизартрией
Author image
Timur
Тип
Реферат
Дата загрузки
21.01.2023
Объем файла
54 Кб
Количество страниц
22
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
440 руб.
550 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

На сегодняшний день наблюдается значительное увеличение количества детей дошкольного возраста с таким видом речевого нарушения как дизартрия. Как известно, под данным термином подразумевается нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Также в настоящее время остро стоит вопрос поиска новых средств и методов развития двигательной сферы детей с дизартрией, так как отклонения в развитии моторной сферы у данной категории детей создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования и ручного труда. Известный факт, что одну из важнейших функций психики, обеспечивающую познавательную деятельность ребёнка, выполняет моторика. Она представляет собой целостный механизм развития психики ребёнка, объединяющий эмоции, мышление и движения в единое целое, которые имеют сознательный и целенаправленный характер. По мнению Медведевой Е.Ю., Мершиной С.А. и Урываевой Н.А., моторика определяет необходимость её подготовки у детей дошкольного возраста, поскольку именно она осуществляет психическую регуляцию учебно-познавательной и речевой деятельности ребёнка. 

Содержание. 

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Этиология и патогенез дизартрии…………………………………5
1.1. Определение дизартрии…………………………………5
1.2.Причины нарушения. Симптоматика.…………………………...6-7
1.3. Классификации. Описание форм. Степени тяжести…………..…7
1.4. Особенности моторного развития детей с дизартрией……………
Выводы по 1 главе
Глава 2. Особенности моторных функций у детей дошкольного возраста с дизартрией……………………13
2.1. Методики обследования моторных функций у детей с дизартрией………13
2.2. Методические рекомендации по развитию моторных функций у детей с дизартрией…………………………………………………………14
Выводы по 2 главе
Заключение……………………………………………………………………19
Список использованных источников………………………………………21

Список использованной литературы

1. Архипова Е. Ф. Как помочь ребенку со стертой дизартрией в детском саду // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016.
2. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М. : АСТ: Астрель, 2008. 254 с.
3. Григоренко Н. Ю. Введение в логопедическую специальность. Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения: учеб.-метод. пособие. / Н.Ю. Григоренко, Ю.А.
4. Калягин В. А. Логопсихология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031800 (050715) - Логопедия / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. М. : Academia, 2006. 319 с.
5. Медведева, Е. Ю. Характеристика моторной сферы старших дошкольников со стертой формой дизартрии / Е. Ю. Медведева, А. А. Галанина // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-6.
6. Мершина С. А. Особенности моторных функций у детей дошкольного возраста с дизартрией // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. 2018.
7. Урываева Н. А. Формирование моторных функций у детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. 2019. № 2 (25).
8. Логопедия. Теория и практика: учебно-методическое пособие / под ред. Т.Б. Филичевой; среди авт. О. Г. Приходько. М.: Эксмо, 2018. 606 с.
9. Логопедия: методическое наследие: пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов: в 5 кн. / под ред. Л.С. Волковой. М. : ВЛАДОС, 2007. Кн. 1. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи: в 2 ч., Ч. 1: Нарушение голоса. Дислалия. 223 с.
10. Логопедия: методическое наследие: пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов: в 5 кн. / под ред. Л.С. Волковой. М. : ВЛАДОС, 2006. Кн. 1. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи: в 2 ч., Ч. 2: Ринолалия. Дизартрия. 303 с.
11. Логопедия: методическое наследие: пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов: в 5 кн. / под ред. Л.С. Волковой. М. : ВЛАДОС, 2007. Кн. 2. Нарушение темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. 431 с.
12. Логопедия: методическое наследие: пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов: В 5-и кн. / под ред. Л.С. Волковой; авт.-сост. С.Н. Шаховская, М.К. Шохор-Троцкая (Бурлакова). М. : ВЛАДОС, 2003. Кн. 3. Системные нарушение речи: Алалия. Афазия. 311 с.
13. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / под ред. Л. С. Волковой. 5-е изд., перераб. и доп. М. : ВЛАДОС, 2009. 703 с.
14. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. 4-е изд., доп. М. : Аркти, 2010. 240 с.
15. Основы дошкольной логопедии: учебное пособие / Т. Б. Филичева [и др.]. М. : Эксмо, 2017. 318 с.

Необходимо выяснить характеристику начальных этапов речевого развития: наличие реакции оживления на голос матери, понимание речи, какие звуки появились в речи, связаны ли они с предметом или просьбой ребенка, в это время можно отметить особенности движения языка, например, привычное положение языка, облизывает ли губы, высовывает ли язык в пробах с эхопраксией, вытягивает ли губы трубочкой. Дать описательную характеристику голоса, дыхания.
Разработанная анкета для родителей включает вопросы о том, как протекала беременность матери (токсикоз первой, второй половины беременности; болезни матери в период беременности (инфекционные заболевания, травмы, перенесенные операции); течение родов (стремительные, затяжные, нормальные в срок); осложнения в родах (патология); наличие или отсутствие инфекционных заболеваний у ребенка: с какого возраста; находится ли ребенок на диспансерном учете у невропатолога, назначалось ли ребенку лечение, массаж и другие процедуры невропатологом; в каком возрасте начал держать голову, сидеть, ползать, ходить; отмечалась ли моторная неловкость, неловкость движений в дошкольном возрасте, как рисовал, лепил, конструировал ребенок; какую пищу предпочитал (жидкую или твердую).

 

Похожие работы