Московский патриархат: история возникновения и роль в христианском мире
Введение
Русская православная церковь ведет свое происхождение от времен Киевской Руси, первой предшественницы современного Российского государства. В 988 году князь Владимир сделал византийский вариант христианства государственной религией России. Русская церковь подчинялась Константинопольскому патриархату, занимающему согласно диптиху особое положение в православной христианской традиции. В тоже время первоначальной резиденцией русского митрополита, как называли главу церкви, был Киев. Когда в XIV веке власть переместилась из Киева в Москву, изменилось и местопребывание митрополита Русской Православной Церкви. Таким образом, был заложен фундамент традиции, согласно которой митрополит Московский является главой церкви. После падения Византийской империи в 1453 году Русская православная церковь превратилась в полунезависимую (автокефальную) ветвь восточного христианства. В 1589 году митрополит Московский получил титул патриарха. Тем не менее, ортодоксальность позиции правопреемственности Русской православной церкви по отношению к византийской церковной традиции в рамках концепции «Москва – Третий Рим», подразумевала сохранение обычая наделения главы государства и правительственной бюрократии полномочиями на активное участие в церковных административных делах. Таким образом, отделения церкви от государства как в XV-XVII вв., так и в Российской империи не произошло, что, в свою очередь, обусловило адаптацию византийского канона к условиям оформления русского «цезарепапизма». По мере того, как христианство в Западной Европе постепенно трансформировалось на фоне протекания процессов, связанных с Реформацией, в России, в значительной степени изолированной от Запада, произошла консервация ортодоксальной традиции, и христианство здесь практически не было затронуто изменениями. И только лишь в семнадцатом веке, впервые в истории Русской Православной Церкви, обозначилось проникновение западного влияния, которое проявилось во введении украинским духовенством западных доктринальных и литургических реформ. Данное обстоятельство вызвало бурную реакцию среди традиционалистских православных верующих, что привело к расколу в церкви. Необходимость формирования комплексного представления о сущности и специфике Московского патриархата, а также потребность рассмотрения данного феномена в качестве целостной системы обладающей общественной и религиозной значимостью обусловили актуальность данной работы.
Содержание
Введение………………………………………………………………
Глава 1. Крещение руси…………………………………………….
Глава 2. Православная церковь в царской России…………………
Глава 3. Великий раскол и старообрядчество……………………..
Глава 4. Православная церковь в советское время…………………
Заключение………………………………………………………….
Список литературы не найден
При Петре Великом Православная церковь перешла под прямой контроль правительства в рамках кампании вестернизации. До 1917 года церковь «была лишена самоуправления и подвергалась гнетущему бюрократическому надзору».В начале восемнадцатого века Петр Великий модернизировал, расширил и объединил Московию в то, что затем стало известно как Российская империя. В процессе переопределения своей власти как царя Петр ограничил минимальное светское влияние Русской православной церкви, которая функционировала в основном как опора царского режима. В 1721 году Петр Великий дошел до того, что упразднил патриаршество и учредил государственный орган под названием Священный Синод, укомплектованный светскими чиновниками, для управления и контроля над церковью. В результате моральный авторитет церкви снизился в восемнадцатом и девятнадцатом веках. [Источник: Библиотека Конгресса, июль 1996 г. *].Во второй половине девятнадцатого века монашеская традиция породила ряд церковных старцев, заслуживших уважение всех сословий в России как мудрых советников как в мирских, так и в духовных делах. Точно так же к 1900 году сильное движение возрождения призывало к восстановлению церковной автономии и организационной реформе. Однако практических реформ было проведено мало, когда Октябрьская революция 1917 года привела к власти большевиков, которые приступили к ликвидации мирской и духовной власти церкви. По иронии судьбы, ранее, в 1917 году, умеренное Временное правительство предоставило церкви несколько месяцев для восстановления ее допетровского статуса путем восстановления патриаршества и независимого управления церковью. В последующие десятилетия коммунистическое руководство часто использовало восстановленного патриарха в качестве агента пропаганды, позволяя ему встречаться с иностранными религиозными представителями, чтобы создать впечатление свободы вероисповедания в Советском Союзе.