Киришское кружевоплетение: история и современное состояние
Введение
Кружевоплетение – один из видов народных художественных промыслов, бытующих на территории России. Представляет он собой плетение из нитей с помощью коклюшек ажурного кружевного узора, составляющего собой изделие – платье, воротник, манжеты или же покрывало, салфетка и другие. В Западной Европе кружево появилось на рубеже XV и XVI веков, его родиной считается Италия. Развившись из ажурной вышивки, выполнявшейся по полотну с частично выдернутыми нитями основы и утка. Первым настоящим кружевом, то есть не имевшим полотняной основы, стало кружево «стежок в воздух». Почти одновременно с шитым кружевом появилось кружево, плетёное на особых катушках для нити — коклюшках. Промысел кружевоплетения распространялся по миру вместе с веяниями моды тех времён, а также по мере развития международных торговых отношений, таким образом он попал и в Россию. Традиционное русское кружево отличается не только внешним видом, но и технологией изготовления. На Руси кружево создавалось на коклюшках тремя различными по технологии способами, а именно: численным, парным и сцепным. Для изготовления кружева необходимо оборудование: коклюшки, на которые наматывается нитка, валик («подушка», «бубен») и подставка. Для плетения сцепного кружева помимо традиционных булавок требуется также крючок. Чаще всего кружево плетётся по заранее отрисованному рисунку — сколку.
Содержание
Введение...................................................................................................................3
1. Художественное кружевоплетение: история и художественное своеобразие……………………………….........................................................5
1.1. История формирования киришского кружевоплетения..........................7
1.2. Художественные особенности киришского кружевоплетения............10
2. Современное состояние киришского кружевоплетения...............................12
Заключение.............................................................................................................18
Список литературы................................................................................................19
Список литературы
1. Ю.Е. Лапина «Технология художественного кружевоплетения (киришское кружево): Учебник для высших учебных заведений по направлению "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" профиль "Художественное кружевоплетение". СПб.: ВШНИ, 2012. 114 стр., ил.
2. Ю.Е. Лапина «Технология выполнения дополнительных элементов кружевоплетения. Элемент кружевоплетения «Восьмерка». Учебное пособие для бакалавров. Направление подготовки «Декоративноприкладное искусство и народные промыслы», (профиль художественное кружевоплетение). СПб.: ВШНИ, 2016. 132 стр., ил.
3. Ю.Е. Лапина «Проектирование (киришское кружево)». Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (вид – художественное кружевоплетение). СПб.: ВШНИ, 2018. - 76 стр., ил
4. В.Ф. Максимович, Н.М. Александрова «Современное профессиональное образование в области традиционного прикладного искусства: монография». СПб.: ВШНИ, 2014 - 56 с.
5. В.Ф. Максимович, Н.Н. Шамрай, Н.М. Александрова «Реализация концепции образовательной политики в традиционном прикладном искусстве: монография». СПб.: ВШНИ, 2015- 56 с.
6. Кружево // Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. — М.: Государственное Научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1959.
7. С.А. Давыдова «Кружевная промышленность в России». – СПб., 1902.
8. И. П. Работнова Русское народное кружево. – М., 1956.
9. Из научного наследия Л.И. Свионтковской-Вороновой. Сб. статей из архива Всероссийского музея декоративно- прикладного и народного искусства. Прилож. к сб. статей «Научные чтения памяти В.М. Василенко», вып. III. – М., 2001.
10. http://www.krujevo.com/vologkruzevo.htni
11. http://www.cultinfo.ru/decor/rnateriaL/krugi/index.htm
12. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Projectlll4/index.htm
13. https://unesdoc.unesco.org/in/documentViewer.xhtml?v=2.1.196&id=p::usmarcdef_0000159978&file=/in/rest/annotationSVC/DownloadWatermarkedAttachment/attach_import_71a8271c-f4bc-44be-aec0-e9fae57ae7de%3F_%3D159978rus.pdf&locale=ru&multi=true&ark=/ark:/48223/pf0000159978/PDF/159978rus.pdf#%5B%7B%22num%22%3A352%2C%22gen%22%3A0%7D%2C%7B%22name%22%3A%22XYZ%22%7D%2Cnull%2Cnull%2C0%5D
14. https://unesdoc.unesco.org/in/documentViewer.xhtml?v=2.1.196&id=p::usmarcdef_0000159978&file=/in/rest/annotationSVC/DownloadWatermarkedAttachment/attach_import_71a8271c-f4bc-44be-aec0-e9fae57ae7de%3F_%3D159978rus.pdf&locale=ru&multi=true&ark=/ark:/48223/pf0000159978/PDF/159978rus.pdf#%5B%7B%22num%22%3A352%2C%22gen%22%3A0%7D%2C%7B%22name%22%3A%22XYZ%22%7D%2Cnull%2Cnull%2C0%5D
15. https://www.booksite.ru/trade_vologda/05_5.html
16. Л. Литвина Кружевоплетение в России: полузабытое национальное достояние : немного из истории // Обсерватория культуры. – 2006. – № 4. – С. 68 – 73.
17. М.Л. Некрасова «НАРОДНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ XX-XXI век». М., 2003 – 272 с.
18. М.С. Белов «Исчезающие художественные промыслы как инновационный туристский продукт научно-образовательного центра» / М.С. Белов, Е.А. Шмелева // Вестник СГУТ и КД. №1 (19). 2012. С. 15-18.
19. М.В. Васильева «Проблемы функционирования предприятий народных художественных промыслов на современном этапе» / М.В.Васильева // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2008. Т. 2. № 21. С. 59-62.
20. Л.Н. Гончарова «Проблема подготовки кадров для народных промыслов // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сборник статей» / Сост. и научн. ред. И.Я. Богуславская. Л., 1981. 375 с.
Один из преподавателей кафедры художественного кружевоплетения Лапина Юлия Евгеньевна, кандидат педагогических наук, в рамках диссертационного исследования разработала и внедрила в учебный процесс авторские программы «Технология киришского художественного кружевоплетения», «Технический рисунок», «Исполнительское мастерство», «Общая композиция» и «Проектирование». Данная исследовательская работа способствует сохранению и развитию киришского художественного кружевоплетения, что увеличивает ценность и практическую значимость диссертации Ю. Е. Лапиной. Работа является новаторской, поскольку до настоящего времени не проводилось исследований, посвященных обучению технологии киришского художественного кружевоплетения.
Юлия Евгеньевна является автором следующей учебной литературы: Технический рисунок; Технология выполнения дополнительных элементов кружевоплетения; Проектирование (киришское кружево); История и высшее образование в области киришского художественного кружевоплетения. Кроме этого она написала большое количество научных статей о методике обучения киришскому художественному кружевоплетению. Также участвует в проекте «Сохранение и развитие киришского кружева».