Историческая память и фальсификации истории Великой Отечественной Войны в постсоветской учебной литературе
Введение
Современные исследования массового сознания все чаще сталкиваются с чрезвычайной дезинформированностью представителей младших поколений относительно действительной истории нашей страны. В настоящее время для молодых людей наиболее предпочтительными источниками информации о прошлом являются не учебники истории, а средства массовой коммуникации, причём, как правило, не в лучших образцах.
Обратимся к такому, пока не имеющим строго терминологического статуса, понятию, как историческая память. Носителем исторической памяти может быть общество в целом, социальный институт (наука, искусство, школа, СМИ), социальная группа, в определённом смысле и индивид – в меру своей осведомлённости о прошлом мира, страны, края, малой родины.
Историческая память – проблемная зона социокультурной области, с одной стороны, в общественном сознании сохраняются представления о со-бытиях прошлого, формируются устойчивые оценки деятельности людей уважения своих героев. С другой стороны, трактовка прошлого является удобным средством для формирования необходимых для власти характери-стик личности, ее поведенческих и оценочных стереотипов. В этой связи следует разводить понятия «историческая память» и «политика памяти».
Всегда существует угроза того, что сфера массовых коммуникаций начнет что-то корректировать для «правильного» понимания исторических событий, формирования новой идеологии и нового «патриотизма». Прошлый опыт теряет стабильность, последующие поколения не принимают его безоговорочно: всегда есть риск, что этот опыт или его часть будут реформированы. Если у сообщества на данный момент нет значительных достижений, становится нормой периодически переживать прошлые победы, отбрасывая адекватные мысли о настоящем и отодвигая страхи о будущем на задний план.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Анализ основных понятий выпускной квалификационной работы 14
1.1 Что такое «историческая память» и «политика памяти»? ….14
1.2 Что такое «исторический плюрализм» и «фальсификация»? 21
Глава 2. Анализ учебников по истории в постсоветском пространстве 28
2.1 Изучение содержания о Великой Отечественной войне в учебниках по истории в Украине 28
2.2 Изучение содержания о Великой Отечественной войне в учебниках по истории в Белоруссии 39
2.3 Изучение содержания о Великой Отечественной войне в учебниках по истории в Казахстане 47
Не найдено
Искажение истории – основная тема современной информационной войны. Одной из проблем современной России, на которую стоит обратить особое внимание, является состояние исторической памяти населения о Ве-ликой Отечественной войне. Великая Отечественная война – одно из знаме-нательных событий XX века, не только для народов нашей страны. Прошлое, каким бы трудным оно ни было, является активом, и его сохранение в памяти народа-самая важная политическая, моральная, культурная задача.
Пересмотр результатов Второй мировой войны связан с попытками переписать историю, привить молодому поколению чувство неполноценности, стыда в его истории. В современной реальности искажение исторических истин является одним из наиболее эффективных способов пропаганды. Переписывание истории, неправильное или неполное представление информации используется во многих странах мира с целью обеспечения своих политических амбиций. Тема фальсификации истории не нова, но в современной сложной геополитической среде она приобретает еще большее значение.
Фальсификация – это подмена подлинного мнимым, злостное предна-меренное искажение или неверное истолкование документов, фактов, собы-тий; подделка, изменение с корыстной целью свойств определенных явлений и социально-политических процессов, характеристик отдельных личностей .