Картина мира древнего и средневекового Китая

ВКР в которой изучено понятие картины мира и ее типология, определены характерные черты китайской картины мира, проанализировано влияние религий и философских учений на миропонимание китайцев
Author image
Iskander
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
07.01.2023
Объем файла
283 Кб
Количество страниц
116
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. История культуры древнего и средневекового Китая вызывает неподдельный интерес многих исследователей. Причиной тому является неоспоримый факт, что в современном мире данное государство является довольно крупным актором мирового политического порядка. Изучение традиций, менталитета и мировоззрения китайского народа обусловлено стремлением к пониманию роли, которая отведена Китаю в XXI веке. Именно поэтому необходимо обратиться к глубинным слоям китайской культуры, исследовать традиционные китайские взгляды на внешний мир и населяющие его народы. Актуальность обращения к истокам китайской картины мира обусловлена тем, что она и поныне влияет на формирование отношения к иностранцам в рамках национального менталитета. На протяжении всей своей долгой истории, Поднебесная формировала уникальный набор ценностно-этических, философских и культурных представлений, которые по сей день оказывают большое влияние на политические процессы во всем мире, тем самым оставаясь

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
1 Картина мира и её типы13
1.1 Понятие картины мира13
1.2 Картина мира и её типология22
2 Основные черты китайской модели мира31
2.1 Представления о верховной власти и правителе31
2.2 Мифология как основа мировоззрения китайского народа38
2.3 Самоназвание Китая как проявление китайского этноцентризма46
3 Влияние религии и философских учений на миропонимание китайцев56
3.1 Место китайской конфуцианской морали в системе представлений о мире56
3.2 Познавательные особенности китайского этноса в контексте восприятия буддизма65
4  Китайское мировоззрение как фактор, определяющий формирование отношения к иностранцам78
4.1 Китай и соседи: традиционные модели взаимодействия с древними государствами78
4.2 Особенности дипломатии Китая в период средневековья. Расширение этнического кругозора.88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ106
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ109

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники
Дао дэ Цзин道德经(Книга о Пути и Добродетели) / пер. с кит. Ян Хиншун, – М, 1972.
Лунь юй论语(Беседы и суждения) / пер. с кит. Л.С. Переломов. – М, 1998. – 588 с.
Мэн-цзы孟子/ Предисл. Л.Н. Меньшикова, В. С. Колоколова. – СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. – 274 с.
Сыма, Цянь. Ши Цзи史记(Исторические записки). – М.: Восточная литература, 2010. – 4836 с.
Сэн, Юй. Хун мин цзи(Собрание [сочинений], светоч [истины] распространяющих) / пер. на байхуа Лю Лифу, Вэй Цзяньчжун, Ху Юн. – Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 2013. – 1014 с.
Эршисы ши 二十四史(Двадцать четыре династийные истории Китая) / В 24 Т. – Шанхай : Бонабэнь, 1958.
Бань, Гу. Хань шу 漢書 (История Хань). В восьми томах. Том 1: — Ди цзи (Хроники правления императоров). Главы 1–6 / Отв. ред. В. В. Башкеев. – М.: Издательство ИДВ РАН, 2021.
Моу-цзы. Лихолунь理惑论(О разрешении сомнений) // Хунминцзи. – Пекин: Чжунхуа шуцзюй чубаньшэ, 2013. – С. 6–69.
Шань хай цзин山海经(Каталог гор и морей) / предисл., пер. и комм. Э. М. Яншиной. 2–е изд. М.: Наталис; Рипол Классик, 2004. – 349 с.
Хуайнань-цзы淮南子 (Мудрецы из Хуайнани) / Пер. Л. Е. Померанцевой. – М. : Наука, Восточная литература, 2016. – 528 с.
 

Культ двух последних не играл особой роли, так как все внимание было сосредоточено на боге небес Шан-ди, ведь именно Небо правит миром и наблюдает за живыми людьми, одаривает добродетельных и наказывает виновных.
Для китайцев почитание и культ предков, а также культ Неба имеет основополагающее значение в их менталитете. Отсюда и происходит название самого государства – Поднебесная. Культ предков и Неба является высшей властью и источником власти в стране, роде и семье . В китайских представлениях о мироустройстве доминирующую роль играет явление неба, воплощение Ян, местонахождение солнца. Впоследствии великий дух, олицетворяющий мужской пол, превращается в Верховного Правителя, Императора Неба – Шан-ди. Помимо него почитались еще два его брата, бог Земли Чжун-юань и бог воды Ся-юань, вместе они назывались Сан-Юань («три изначальных»). Культ двух последних не играл особой роли, так как все внимание