Формирование ценностного отношения к отечественным культурным традициям у обучающихся
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В развитии современного общества сочетаются две основных тенденции: следование ранее накопленному опыту человечества и привнесение каждым поколением чего-то нового. Формой передачи социально- исторического, культурного опыта людей являются культурные традиции. В быстро меняющихся условиях окружающей среды человек ищет стабильную опору и находит ее в виде традиций. Именно потенциал культурных традиций способен стать фактором формирования гражданского согласия на основе гуманизма, культурного диалога, взаимоуважения. В данных условиях актуальным становится формирование самосознания личности, передача культурных традиций от поколения к поколению.
Культурная традиция является достаточно гибким адаптационным механизмом включения человека в новую социокультурную ситуацию. Культурные традиции представляют собой «генетическую» память человечества, позволяющую развивать на своей основе новые и неповторимые, индивидуальные черты. Это становится особенно актуальным в современную эпоху. Мы можем констатировать доминирование новаций над традициями в материальном производстве, экономической и технической сферах, что обеспечивает достаточно высокие темпы развития. В духовной сфере изменения происходят не столь быстро, психология и ментальность людей перестраиваются на протяжении многих поколений. Традиционные основы мышления, следование опыту предков можно считать присущими и современному человеку.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОТЕЧЕСТВЕННЫМ КУЛЬТУРНЫМ ТРАДИЦИЯМ У ОБУЧАЮЩИХСЯ…………………………………..…....8
1.1. Традиции как составляющая культурно-исторического феномена их сущностные характеристики. ……………………………………………8
1.2. Сущностные характеристики ценностного отношения к отечественным культурным традициям. ……………………………………………........12
Вывод к главе 1 ………………………………………………………………...44
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОТЕЧЕСТВЕННЫМ КУЛЬТУРНЫМТРАДИЦИЯМ………………………………………………46
2.1. Диагностика состояния школьной практики формирования у обучающихся ценностного отношения к отечественным культурным традициям.……………………………………………………………….………46
2.2. Динамика формирования у обучающихся ценностного отношения к отечественным культурным традициям……………………………………….64
Вывод к главе 2………………………………………………………………...76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Арсалиев, Ш. М. Традиционная культура воспитания в действии / Ш. М. Арсалиев // Этнос и личность: исторический путь. Проблемы и перспективы развития: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Москва-Чебоксары, 2003.
2. Архарова, Л. И. Воспитание на народных традициях / Л. И. Архарова // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2001. - 205с.
3. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская, // Педагогика. Серия: Педагогика. - 1995. - №4. - С.29-36.
4. Бондаревская, Е. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах: Учебное пособие для студентов средних и высших пед. уч. заведений, слушателей ИПК и ФПК / Е. В. Бондаревская, C. B. Кульневич. - Ростов- на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.
5. Бахтин, Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности / Ю. К. Бахтин, // Молодой ученый. Серия: Педагогика. - 2014. - Т. 69, №10. - С.59-66.
6. Батурина, Г. И Нравственное воспитание школьников на народных традициях: методический материал / Г. И. Батурина, К. Л. Лисова, Г. Ф. Суворова. - М.: 2002. - 112 с.: ил. - (Народное образование).
7. Барышев А. С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя / А. С. Барышев - М.: Проф. образование; М.: ППП Тип. Наука +, 2003. - 198 с.
8. Макаренко А. С. Воспитание гражданина в педагогике/ А. С. Макаренко - М.: Академический Проект, Альма Матер, 2006. - 341 c.
9. Волков, Г Н Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания / Г. Н. Волков // Мир образования. – образование в мире. Серия: Педагогика. – 2002. – Т. 1, №1. – С.34–45.
10. Березина, В. А. Воспитать человека: Сб. нормативно-правовым документов, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / В. А. Березина, О. И. Волжина, И. А. Зимняя. - М.: Вентана-Графф, 2002. - 384с.
11. Батурина, Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях [Текст] - М.: Народное образование, 2002 - 112с.
12. Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков методическое пособие / Н К. Беспятова, Д.Е. Яковлев - М.: Айрис Пресс: Айрис дидактика, 2006. - 189 с.
13. Волков, Б. С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов / Б. С. Волков. - М.: Трикста, 2006. - 256 с.
14. Васильева, З. И. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / З. И. Васильева. - [изд. 6-е, перераб.]. - М.: Академия, 2011. - 428 с.
15. Вяземский, Е. Е. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2000. - 112 с.
16. Вяземский, Е. Е. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 032600 «История» / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова, – М.: Гуманист. Издат. центр ВЛАДОС, 2003. – 382с.
17. Давыдова, О. И. Этнопедагогическая подготовка педагога /О. И. Давыдова – Магнитогорск.: Мир детства и образования; М.: КСП+, 2007. - С. 481-483.
18. Данилина, Г. Н. Дошкольнику - об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / Г. Н. Данилина. - [изд. 3-е, испр, и доп.]. - М.: АРКТИ, 2005. - 381 с.
19. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. [и др.]. - М.: Просвещение, 2009. - 24с.
20. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал / сост.: Р. И. Архарова. - М.: Изд-во ОО Начальная школа 2006. - №11. - 57с.
21. Князева, С. М. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа.: Учеб. Метод. пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - 2-е изд., перераб, и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 304 с.
22. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании / сост.: Р. И. Архарова. - М.: Центр педагогического образования 2007. - 112 с.
23. Кулолаева, О. А. Методическое пособие по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников «Золотые зернышки»/ О. А. Кулолаева. - Новокузнецк.: МОУ ДПО ИПК, 2005. – 197 с.
24. Лукин, В. Г Гадкие лебеди: Жизненные ценности современной молодежи / В. Г. Лукин, //. Серия: Культура. - 2001. - Т. 7, №16. - С.59-66.
25. Лукина, Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры / Г. В. Лукина, //. Серия: Культура. - М.: ЦГЛ, 2004. - С.128.
26. Лутовинов, В. И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию/ В. И. Лутовинов/ Научно-исследовательская работа. - М.: Армпресс, 2006. - 62 с.
27. Мамедова, Ж. С. Ценностные ориентации личности в контексте временной перспективы. / Ж. С. Мамедова, // Гуманитарные и социально-экономические науки. Серия: Педагогика, издательство РГПУ - 2006. - Т. 7, №6. - С.59-66.
28. Мамедова, Ж. С. Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы. / Ж. С. Мамедова // Психология индивидуальности. Материалы Всероссийской конференции. / под общ. ред. В.Н. Сидоренко. - М., 2006.
29. Моисеева, JI. A. История цивилизаций. Курс лекций / Л. А. Моисеева. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2000. - 416 с.
30. Морозова Н. А., Ю. А. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / А. Н. Морозова, О. В. Мельникова - М.: ТЦ «Сфера», 2006. - 416с.
31. Приходько, В. И Актуальность проблемы воспитания патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества / В.И. Приходько // Молодежь и общество. - 2011. - №2.
32. Программы для общеобразовательных учреждений. История. М., «Просвещение», 2002. - 96с.
33. Программы для общеобразовательных учреждений. Обществознание. - М., «Просвещение», 2002.
34. Разбегаева, Л. П. Ценностные основания гуманитарного образования: монография / Л. П. Разбегаева. - Волгоград: Перемена, 2001.
35. Регул, Л. А. Подготовка будущих учителей к формированию у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к природе: 19.00.11: дис. … канд. пед. наук / Регул Л. А. - Волгоград., 1996. - 203 с.
36. Сорока-Цюпа, О. С. Мир в XX веке / О. С. Сорока-Цюпа. - М.: Просвещение, 2001.
37. Симонов, В. М. Дидактические основы естественнонаучного образования: гуманитарная парадигма: Монография / В. М. Симонов. - Волгоград: Перемена, 2000. - 295 с.
38. Сухомлинский, В. А. Сто советов учителю / В. А. Сухомлинский - Киев: Рад. шк., 1984. - 254с.
39. Смирнов, В. И. Общая педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающимся по пед. направлениям и специальностям / В. И. Смирнов. - [2. изд., перераб., испр, и доп.] - М.: Логос, 2002. - 302с.
40. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим
личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л. Н, Сипачева Е. В., Котова Л. Н,
Мокеенко Е. П., Губанова Н. В., Бридько Г. Ф., Кобзарь О. В., Михайлюк С. И. - Донецк: ГОУ ДПО «ДОНРИДПО», 2018
С целью выявления характера эмоционально-оценочного отношения школьников к ценности «культурные традиции» использовалась методика мини-сочинения. Учащимся было предложено написать мини-сочинение на тему: «Культурные традиции для меня и общества». Анализ сочинений позволил выявить такие характеристики эмоционально-оценочного отношения школьников к ценности культурных традиций как «дифференцированность-недифференцированность» по отношению к объектам эмоционального переживания, а также «устойчивость- неустойчивость». На основе сочетания характеристик показателей эмоционально-оценочного компонента ценностного отношения к культурным традициям и выделенных уровней сформированности ценностного отношения к культурным традициям (1.2.) было конкретизировано содержание каждого из уровней сформированности эмоционально-оценочного компонента. Низкий уровень характеризуется недифференцированным отношением - это есть общий эмоциональный фон при восприятии информации о культурных традициях как ценности. Средний уровень характеризуется дифференцированным отношением к 1-2 объектам - это ситуативная, эмоциональная оценка при восприятии информации о культурных традициях как ценности. Высокий уровень предполагает устойчивое эмоционально-оценочное отношение к культурным традициям как ценности.