Развитие школьного образования в Югре в годы Великой Отечественной войны
Введение
Великая Отечественная война явилась периодом наивысшего напряжения духовных и физических сил всего народа. Многие историки, ученые, участники войны, анализируя истоки победы над фашистской Германией, единодушно приходят к выводу, что важнейшую роль в борьбе с врагом в те трудные годы сыграл духовный фактор, который проявлялся в отношении людей к происходящим событиям, к тяготам войны, к Отечеству и его защитникам .
Люди, переживая огромные трудности, совершали массовые боевые и трудовые подвиги во имя победы над врагом. Одним из основных инструментов духовного воздействия на общество того времени, а также одним из источников победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне явилась система школьного образования Советского Союза .
В период Великой Отечественной войны перед школой были поставлены особые задачи, способствующие достижению главной цели - воспитания молодого гражданина - мужественного защитника своей Родины. За годы войны система школьного образования претерпела значительные изменения. Деятельность отечественной школы в годы войны была направлена на защиту детства и обеспечение всеобуча, а также на совершенствование всех составляющих образовательного процесса, т. е. обучающего, развивающего и воспитывающего его начала. Советская школа стала одним из источников духовного единения детей с их героическими родителями, кузницей подлинной гражданственности и патриотизма.
Оглавление
Введение 3
Глава I. Перестройка системы воспитания и образования СССР на военный лад 6
1.1 Государственная стратегия советского образования в условиях ВОВ 6
1.2 Мероприятия по подготовке и повышению профессионального уровня учительских кадров в условиях военного времени 10
1.3 Проблемы организации работы советской школы в годы Великой Отечественной войны 16
Глава 2. Организация работы школы в годы ВОВ в Югре в военные годы 21
2.1 Организация учебной работы в школах Югры 21
2.2 Воспитательная работа школ Югры в духе патриотизма 31
Глава 3. Роль школьного образования Югры в победе в ВОВ 46
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 65
Список использованных источников и литературы
1. Аристов А.П. Великая Отечественная. Сборник Минобороны РФ. М., Изд. Центр Терра. 1993. 407 с.
2. Большая Советская энциклопедия. В 30-ти томах. М.:Советская энциклопедия,1973.Т.13.
3. Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. Под ред. Жилина П.А. М., Молодая гвардия .1979. 425с.
4. Великая Отечественная война Советского Союза (1941-1945). Сборник. М., Литература, 2000. 235 с.
5. Великая Отечественная война, 1941–1945. События. Люди. Документы: Краткий ист. Справочник / Под общ. Ред. О. А. Ржешевского; Сост. Е. К. Жигунов.- М.: Политиздат, 1990.
6. Великая Отечественная война: Энциклопедия. – М., 1985.
7. Военно-исторический журнал, 1959 г., N 11.
8. Военно-исторический журнал, 1961 г., N 9.
9. Дьячков, В.Л. Армейский призыв и воинские потери Тамбовской области в годы Великой Отечественной войны: число, возрастная и социальная структура / В.Л. Дьячков // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. – 2006. – Вып. 4 (44). – С. 96 – 104.
10. Дьячков, В.Л. Великая Отечественная война и Тамбовская область / В.Л. Дьячков // Тамбовская энциклопедия. – Тамбов, 2004. – С. 88–89.
11. Дьячков, В.Л. Тамбовская область в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945). Факты и цифры / В.Л. Дьячков // Регион 68. – 2005. – № 3. – Ч. 1. – С. 46–47.
12. Дьячков, В.Л. Тамбовская область в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945). Факты и цифры / В.Л. Дьячков // Регион 68. – 2005. – № 4. – Ч. 2. – С. 47.
13. Дьячков, Л.Г. Тамбовская партийная организация в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) / В.Л. Дьячков. – Тамбов, 1961. – 56 с.
14. И пыль веков от хартии отряхнув… : хрестоматия по истории Тамбовского края. – Тамбов, 1993. – 388 с.
15. Константинов Н.А., Медынский Е.Н. История педагогики. – М., 1999.
16. Липник В.Н. Школьные реформы в России. Очерки истории. – М., 2000.
17. Максакова Л.В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. – М., 1977.
18. Михащенко А.Л. История общего образования в России в XX в. – Курган, 2000.
19. Михащенко А.Л. Общеобразовательная школа и педагогическая мысль Южного Зауралья (1917 – 1990 гг.) Часть 1. – Курган, 1995.
20. Народное образование в СССР: Общеобразовательная школа: Сборник документов. 1917-1973. – М., 1974.
21. Серазетдинов Б.У. Югра в годы войны. 1941-1945 – / Б.У. Серазетдинов. – Екатеринбург: Изд-во «ПАКРУС», 2005. – 224 с. – ISBN 5-901214-72-2
22. Советская школа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. https://www.studsell.com/view/162284/
23. Черник С.А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой Отечественной войны. – М., 1984.
24. Автобиография Агриппины Филипповны Веселовой. Рукопись на 10 листах.
25. Воспоминания Ситько Анны Григорьевны. Архивы Югории. 2008 № 7
Таким образом, в рассматриваемый период в организации учебной и воспитательной работы школ Югры произошли изменения. Во-первых, учебные планы и программы общеобразовательных школ были приведены в соответствие с требованием военного времени. Главное место принадлежало идейно-политическому, военно-патриотическому, трудовому воспитанию. Содержательная сторона учебно-воспитательного процесса активно насыщалась материалами патриотического характера. Школа перестроила преподавание всех учебных дисциплин, усилила связь теории с практикой, особенно по тем пред метам, которые имели непосредственное отношение к военно-оборонной под готовке учащихся и к их работе на трудовом фронте. Патриотическое воспитание стало одним из значимых достижений школы в годы войны. Оно было сильнейшим фактором повышения качества знаний и укрепления дисциплины. Во-вторых, проведенное за годы войны реформирование школьного образования позволило лило увидеть реальное положение школы, общепризнанные достижения и серьезные недостатки в учебно-воспитательной работе. В-третьих, за военный период школа региона обогатила опыт новыми формами и содержанием в области учебно-воспитательной работы. Особенно ценной стороной этого опыта явилось то, что отдельные мероприятия, осуществляемые школой, как правило, основывались на практической деятельности учащихся и в значительной степени ориентировали на нее. В это время труд школь ников стал особенно ценным и эффективным средством воспитания подрастающего поколения, приобретя огромное общественно значимое содержание и высокую патриотическую направленность.