Тенденции развития британских сетевых СМИ
ВВЕДЕНИЕ
Текущие изменения в поведении потребителей и растущая миграция аудитории к онлайн-новостям служат веским аргументом в пользу инноваций в том, как мы потребляем новости. В последние годы в Великобритании значительно увеличилось число людей, получающих доступ к новостям через онлайн-платформы, а не через традиционные платформы, такие как печать, радио или телевидение. Более молодая аудитория, особенно в возрасте от 16 до 24 лет, теперь чаще использует Интернет для получения новостей, чем телевидение.
Журналистика сталкивается с рядом проблем: модели потребления новостей изменились, а аудитория традиционных новостных агентств сокращается.
Наше внимание в британским СМИ объясняется тем, что Великобритания — одна из ведущих европейских стран, которая была родоначальником печатной журналистики. Однако, современные технологии и глобализации СМИ вынудило британские издания пересмотреть формат передачи информации и новостей, сместив акцент в сторону онлайн-журналистики.
Ведущую роль в странах Великобритании занимают онлайн-версии журналов «Observer» и The Guardian, где британцы могут высказать свое мнение об актуальных социальных, экономических и политических проблемах.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СЕТЕВЫЕ ИЗДАНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ
1.1. Историческая ретроспектива и современное состояние сетевых СМИ
1.2. Сетевые издания как новый формат СМИ
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БРИТАНСКИХ СЕТЕВЫХ СМИ
2.1. Развитие британских сетевых изданий в системе СМИ
2.2. Специфика британских сетевых СМИ при отражении социальных и культурных событий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. FB // СМИ Великобритании: история, развитие и современные тенденции – URL: http://fb.ru/article/382507/smi-velikobritanii-istoriya-razvitie-i-sovremennyie-tendentsii (дата обращения: 08.04.2022).
2. Акопов А.И. Электронные сети как новый вид СМИ // Филол. вестн. РГУ. – 1998. – № 3. – С. 17-25.
3. Батманова С.Г. Сетевые СМИ: факторы эффективности : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Батманова С.Г. ; Тамбовский гос. техн. ун-т. – Воронеж, 2004. – URL: http://www.tstu.ru/education/elib/pdf/2004/batmanva.pdf
4. Беглов С.И. Четвертая власть: британская модель. История печати Великобритании от «новостных писем» до электронных газет / С.И. Беглов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. – 256 с.
5. Белый М.Е. Механизм обеспечения конкурентоспособности интернет-СМИ // Вестн. Саратовского гос. социал.-экон. ун-та. – 2008. – № 5. – С. 31-34.
6. Бирюков В.Е. Тенденции и тренды развития электронных версий печатных изданий // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. – 2012. – №. 2-2. – С. 218-225.
7. Вейлер К. Сетевые СМИ – другая журналистика / К. Вейлер, Р.И. Мауер ; пер. и предисл. А. Кобякова // МедиаСпрут. – [Казань], 2005. http://www.mediasprut.ru/jour/theorie/online/webjour.shtml (дата обращения 01.04.2022)
8. Виниченко, В.М. История зарубежной журналистики: у истоков журналистики / В.М. Виниченко; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Южный федеральный университет, 2018. – 137 с.: – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=561253
9. Волохина, С. Трансформация рынка воскресных газет Великобритании // Масс-медиа за рубежом. – 2013. – № 5. – С. 46-53.
10. Гребеньков, С.Д. Проблемы глобализации в СМИ : / С.Д. Гребеньков. – Москва : Лаборатория книги, 2011. – 97 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=141492
11. Дюков, А.Л. Проблемы единой Европы в освещении качественных ежедневных европейских газет / А.Л. Дюков. – Москва : Лаборатория книги, 2012. – 122 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=141496 (дата обращения: 29.01.2021). – ISBN 978-5-504-00335-1.
12. Калмыкова А.А. Интернет-журналистика / А.А. Калмыкова, Л.А. Коханова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 383 с.
13. Каневская Я.Е. Прагматика медиатекста. Редактирование медиатекста: коллективная монография. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «ФЛИНТА», 2020. - С. 61-74.
14. Колесникова М. Сетевые СМИ – основные группы, виды и формы их функционирования // Relga.ru : науч.-культурол. журн. – 2002. – № 5 (35). – URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?searchPattern=%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0&textid=1824&level1=main&level2=articles
15. Костыгова Ю.В. Сетевые и печатные СМИ : конвергенция или антагонизм? // Информ. о-во. – 2001. – Вып. 1. – С. 38-40. – URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/ce516fc328fb5654c3256c01002a0e0a (дата обращения 30.03.2022)
16. Манович, Л. Язык новых медиа=The language of new media / Л. Манович ; дизайн ABCdesign ; под ред. Е. Арье, О. Мороз ; пер. Д. Кульчицкой. – Москва : Ад Маргинем Пресс, 2018. – 400 с.
17. Машкова С.Г. Сетевые СМИ: факторы эффективности : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Машкова С.Г. ; Воронеж. гос. ун–т. – Воронеж, 2006. – 22 с.
18. Мультимедийная журналистика: учебник для вузов / А.Г. Качкаева, С.А. Шомова, А.А. Мирошниченко, Е.Г. Лапина-Кратасюк ; под общ. ред. А.Г. Качкаевой, С.А. Шомовой. – Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. – 417 с.
19. Николайчук А. Конвергенция СМИ : от печати к цифре / А. Николайчук, Е. Харина // Tut.by : центр электрон. бизнеса. – Минск, 2000-2008. http://www.tutby.com/publications/business/41.html?print=1
20. От книги до Интернета : журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия : [материалы конф. "Соврем. журналистика: от XX к XXI в.", 29 окт.1999 г.] / МГУ им. М. В. Ломоносова. Фак. журналистики ; отв. ред. Я. Н. Засурский и Е. Л. Вартанова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 256 с.
21. От традиционных к сетевым СМИ: Передовая практика и перспективы. // 9-ая южнокавказская конференция СМИ Тбилиси, Грузия 11-12 октября 2012 г. – 147 с.
22. Панченко, А.О. Практика саморегулирования СМИ в контексте национальных медиасистем Великобритании и Германии // Научные ведомости БелГУ. – 2013. – № 20(163). С. 163-173.
23. Пискун, Г. А. Государственные стратегии дигитализации медиасферы Великобритании: «Digital Britain» // Век информации (Сетевое издание), т. 1, №1 (1), декабрь 2017.
24. Погребицкая П.К. Адаптация материалов печатного периодического издания к представлению в электронной версии / П.К. Погребицкая, Е.А. Березовская // Книжное дело: достижения, проблемы, перспективы : сб. материалов VI Междунар. науч.-практ. интернет-конф. : электрон. изд. – 2017. – № 5. – С. 56-64. – URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/56326/1/kd_2017_12.pdf (дата обращения 01.04.2022)
25. Пугачев В.В. Цифровая трансформация традиционных типологических признаков в периодике // Профессиональная культура журналиста цифровой эпохи : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Екатеринбург, 19 мая 2017 г.). — Екатеринбург, 2017. – С. 75-79. – Доступ на сайте Электрон. науч. архива УрФУ. - URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/47858/1/journ_staff_2017_020.pdf
26. Пустовалов А.В. Пресса Великобритании: между «бумажным» прошлым и цифровым будущим // Вестник Пермского университета. – 2013. – № 3(23). – С. 191-204.
27. Ребель А. И снова о конвергенции бумажных СМИ и электронных носителей // Гильдия издателей периодической печати. – М., 2007. – URL: http://www.gipp.ru/openarticle.php?id=18706
28. Реддик Р. Журналистика в стиле on-line / Р. Реддик, Э. Кинг. – М. : ВАГРИУС, 1999. – 412 c.
29. Самусевич О.М. Прагматика современного медиатекста. Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика. - 2017. - № 1. С. 39-45.
30. Свитич Л. Г. Актуальные проблемы современной науки и журналистика : учебник и практикум для вузов / Л. Г. Свитич. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 205 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04949-7. — С. 9 — 15 — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/451642/p.9-15
31. Силина-Ясинская Т.В. Журнальная периодика: принт VS цифра // Мультимедийная журналистика : сб. науч. тр. – Минск : БГУ, 2018. – С. 106-108.
32. Симкачёва М.В. Процесс конвергенции СМИ и его влияние на формирование современного медиаполя // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2015. – № 4. – C. 118-127. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/protsess-konvergentsii-smi-i-ego-vliyanie-na-formirovanie-sovremennogo-mediapolya
33. СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие / Лукина М.М., Фомичева И.Д. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – 87 с.
34. Сурнаев, И.В. Сетевые информационные агентства в структуре СМИ / И.В. Сурнаев. – Москва : Лаборатория книги, 2011. – 109 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142237 (дата обращения: 29.01.2021). – ISBN 978-5-504-00626-0.
35. Турусова Л.А. Развитие электронных СМИ // Образовательный портал «Справочник», 2017. – URL https://spravochnick.ru/zhurnalistika/tehnika_i_tehnologiya_smi/razvitie_elektronnyh_smi/ (дата обращения: 08.04.2022).
36. Чемякин, Ю.В. Основы теории и истории журналистики : учебное пособие / Ю.В. Чемякин ; Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. – 2-е изд., стер. – Москва : Флинта : Уральский федеральный университет (УрФУ), 2018. – 113 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482107 (дата обращения: 04.04.2022).
37. Шостак, М. И. Новостная журналистика. Новости прессы : учебник и практикум для вузов / М. И. Шостак. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 192 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06311-0. — С. 17 — 72 — Текст : электронный // ЭБС Юрайт. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/451643/p.17-72 (дата обращения: 04.04.2022).
38. Шпаковский, В.О. Интернет-журналистика и Интернет-реклама : учебное пособие / В.О. Шпаковский, Н.В. Розенберг, Е.С. Егорова. – Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия, 2018. – 248 с.
39. Эшкинина В.Ю. Особенности интернет-версии периодики о культуре на примере журнала «Диалог искусств» //Студенческая наука и XXI век. – 2020. – Т. 17, № 2-2. – С. 132-134.
Иностранные источники:
40. BRÜGGER, N. (ed.) (2010). Web History. New York, etc.: Peter Lang: р. 213-232.
41. CARVAJAL, M.; GARCÍA AVILÉS, J. A.; GONZÁLEZ ESTEBAN, J. L. (2011). The News Production Process about the U.S. Embassy Cables: How The Guardian, The New York Times and El País Covered and Released the Documents Provided by Wikileaks. Salaverría, Ramón (ed.). Diversity of Journalisms. Conference Proceedings (CICOM+ECREA). Pamplona: Servicio de Publicaciones de la Universidad de Navarra. Р. 83-91.
42. Eldridge II, SA. The digital journalist: The journalistic field, boundaries, and disquieting change. In: Eldridge II, SA, Franklin, B, editors. The Routledge Companion to Digital Journalism Studies. 1st ed. New York: Routledge; 2017. pp. 44−54.
43. ELMER-DEWITT, P. (1995). Welcome to Cyberspace. Time, 145(12). – URL: Dialnet-AHistoryOfJournalismOnTheInternet-4782870%20(3).pdf (дата обращения 29.03.2022)
44. Eugenia Siapera, Andreas Veglis. The Handbook of Global Online Journalism. 2012, р. 530.
45. Gant, S. We’re All Journalists Now: The Transformation of the Press and Reshaping of the Law in the Internet Age. 1st ed. New York: Free Press; 2007. 256 p.
46. Gordon Conyers D. Rethinking Print Periodicals Holdings Retention Policy in Small Academic Libraries. – DOI 10.1080/00987913.2019.1610143 // Serials Review. – 2019. – Vol. 45. – N 1/2. – P. 1-6.
47. Harcup T. 'Interactivity,' Oxford Dictionary of Journalism, OUP, 2014.
48. Harcup, T. Oxford Dictionary of Journalism. Oxford: Oxford University Press; 2014. 355 p.
49. Heinrich, A. Network Journalism: Journalistic Practice in Interactive Spheres. 1st ed. New York: Routledge; 2011. 284 p.
50. Javier Díaz Noci. A history of journalism on the internetA state of the art and some methodological trends. Revista internacional de Historia de la Comunicación, N. 1, 2013, p. 253-272.
51. Jones, S, editor. Encyclopedia of New Media. London: Sage Publications; 2003. 532 p.
52. McNally, P. Guardian Digital Chief: Killing Off Comments ‘a Monumental Mistake’. [Internet]. 2015. Available from: https://www.newsrewired.com/2015/02/03/guardian‐digital‐chief‐killing‐off‐comments‐a‐monumental‐mistake/
53. Newman, N. Journalism, Media and Technology Predictions 2016. Available from: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/sites/default/files/Journalism,%20media%20and%20technology%20predictions%202016.pdf (дата обращения: 04.04.2022).
54. R. Darnton. The new age of the book. New York Review of Books, 1999. Р. 5-7.
55. SALWEN, M.B.; GARRISON, B.; DRISCOLL, (eds.). Online news and the public. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum.
56. Shirish Kulkarni, Richard Thomas, Marlen Komorowski, Justin Lewis. Innovating Online Journalism: New Ways of Storytelling. – URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/17512786.2021.2020675?scroll=top&needAccess=true (дата обращения 30.03.2022)
57. THORSEN, E.; ALLAN, S.; CARTER, C. Citizenship and Public Service: The Case of BBC News Online. р. 116-123.
58. THORSEN, E.; ALLAN, S.; CARTER, C. Citizenship and Public Service: The Case of BBC News Online. р. 116-123.
59. Timothy Garton Ash. History of the Present: Essays, Sketches, and Dispatches from Europe in the 1990s (2000). Р. 440.
60. TUNNEY, S.; MONAGHAN, C. (eds.) (2010). Web Journalism: A New Form of Journalism? Sussex: Sussex Academic Press.
Интернет-источники:
61. Americans Spending More Time Following the News. – URL: https://www.pewresearch.org/politics/2010/09/12/americans-spending-more-time-following-the-news/ (дата обращения 01.04.2022)
62. Internet use in households and by individuals in 2012. – URL:
https://ec.europa.eu/eurostat/documents/3433488/5585460/KS-SF-12-050-EN.PDF/39000dab-e2b7-49b2-bc4b-6aad0bf01279 (дата обращения 30.03.2022)
63. Ofcom. 2020. News consumption in the UK: 2020. URL: https://www.ofcom.org.uk/__data/assets/pdf_file/0013/201316/news-consumption-2020-report.pdf (дата обращения 30.03.2022).
64. Plays International & Europe. – URL: https://playsinternational.org.uk/ (дата обращения 11.04.2022)
65. Positive.news. – URL: https://www.positive.news/ (дата обращения 11.04.2022)
Как и во многих других странах, средства массовой информации Великобритании переживают период трансформации. Возможно, самые большие проблемы возникают из-за изменений в потреблении, неуверенности в устойчивости прессы на местном, региональном и национальном уровнях и продолжающихся спорных реформ системы саморегулирования прессы.
Развитие Интернета в Великобритании создало большие проблемы для финансирования средств массовой информации, в первую очередь для издателей газет, стремящихся превратить газетный бизнес, который когда-то был очень прибыльным, в новостные онлайн-операции, которые до сих пор оказались гораздо менее прибыльными. Вещательные компании гораздо меньше пострадали от роста Интернета, чем газетная индустрия, но примерно с 2016 года они тоже начали сталкиваться с серьезной цифровой проблемой от крупных технологических платформ, сколько от крупных американских потоковых сервисов, таких как Netflix, Amazon и Disney, которые могут позволить себе производить высокобюджетный развлекательный контент, который все больше привлекает молодую аудиторию, в частности, от традиционного просмотра телепередач в прямом эфире и британских вещательных компаний.