Кластерный подход в организации туризма: теоретические-методолгические аспекты
Аннотация. Актуальным, на современном этапе развития социально-экономических отношений является высокая эффективность производственного процесса, её распределения и конечный результат. В условиях глобализации рыночных отношений весьма многообещающим направлением исследования и моделирования туристско-рекреационной деятельности может стать кластерный подход. Именно в рыночных условиях создаются кластеры как пространственные многокомпонентные единицы. Статья объединяет общность понятий кластеров, определяя важные детали для формирования туристических кластеров регионального и местного уровней. Также автором рассматривается перспектива организации туристских кластеров по различным методам кластерной организации, управления и институционального преобразования. Целью научного исследования является выявление теоретико-методологических аспектов на базе её изученности отечественными и зарубежными учеными. Авторы раскрывают общее понятие, структуру, компонентов кластерного подхода рассматривая каждый элемент подробно, описывает характерные свойства данной системы. Также в статье авторы разрабатывают предложение формирование кластеров в туристской отрасли, как основополагающий элемент развития конкурентоспособности туристской инфраструктуры. Теоретические и методологические взгляды Российских и зарубежных ученых взаимодополняют для достижения поставленных целей научного исследования. В рамках проведенного научного исследования в статье автором дано определение понятие «туристский кластер» с учетом современного состояния туристической индустрии и экономики в целом. Также в статье раскрыта взаимосвязь туристических кластеров в распределении разделении труда в региональных и муниципальных образованиях, эффективное использование туристско-рекреационных ресурсов, региональное взаимодействие производственных структур и объектов туристской направленности что не маловажно образования в определенной географической территории.
Содержание не найдено
СПИСОК ЛИТЕРАТУР
1. Beni M. C. Globazacao do turismo: megatendencias do setor e a realidade brasileira [Книга]. - Sao Paolo: Aleph : [б.н.], 2003. - стр. 280 p. 101 p..
2. Dyachenko A. V. [и др.] Metatheoretic Evaluation of Region’s Tourist Attraction Lecture Notes in Networks and Systems. [Журнал]. - 2020 г.. - 87. - стр. 460-471.
3. Dzhandzhugazova E. [и др.] Entrepreneurial clusters as a model of spatial development of russian tourism. Journal of environmental management and tourism [Журнал] = Volume IX Issue 4(28) Summer. - 2018- Vol 9. - №4 - Pág. 757-765 ISSN: 0798-1015 // Sociacion de Profesionales y Tecnicos del CONICIT EM. - https://journals.aserspublishing.eu/jemt/issue/view/144757-765.
4. Enright M. The Economic Geography of the Tourist Industry: A supply-side analysis. [Книга]. - London : [б.н.], 1987.
5. Monford M. Comperitividad у factores criticos de exito en la «hoteleria de litoral. experiencia de los destinos turisticos Benidorm у Peniscola. [Книга]. - [б.м.] : Doctoral Dissertation, Universidad de Valencia, 2000.
6. Nordin S Tourism clustering and innovation [Журнал] // path to economic growth and development. - 2003 г..
7. Porter M. E. The Competetive Advantage of Nations [Книга]. - New York : The Free Press, 1990. - стр. 242.
8. Rodrigues A. B. Turismo rural: praticas e perspectivas. [Книга]. - Sao Paulo : Contexto, 2003. - стр. 242 p. 307 p..
9. Rosenfeld S. Bringing Businness Clusters into the Mainstream of Economic Development, European Planning Studies [Книга]. - 1997. - Т. №5.
10. Пилипенко И. В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы [Книга]. - Москва-Смоленск : М., 2005.
11. Портер М. Конкуренция [Книга]. - М. : Издательский дом "Вильямс", 2002. - стр. 496.
12. Шепелев И. Г. и Маркова Ю. А. Туристско-рекреационные кластеры - механизм инновационного совершенствования системы стратегического управления развитием регионов [Журнал] // Современные иссследования социальных проблем (электронный журнал) . - 2012 г.. - №3.
ал]?// Современные иссследования социальных пр
Таким образом, создание туристических кластеров способствует развитию туристического рынка и привлекает в сеть новые организации с ценными ресурсами. На начальном этапе процесса стратегического управления региональным развитием, в процессе кластеризации, субъекты туризма относятся в основном к одной отрасли, используют общие технологии и производят одинаковую номенклатуру товарных групп. Конкурентное преимущество кластеров и их участников усиливается за счет местных преимуществ и синергии, а также привлечения новых производителей и высококвалифицированной рабочей силы [2]. Взаимная выгода за счет конструктивного сотрудничества, синергии и территориального взаимодействия являются ключевыми факторами развития туристических групп. В туристических кластерах экономический эффект может быть достигнут за счет снижения удельной стоимости товаров и услуг и увеличения положительной обратной связи. Отношения между организациями, будь то сотрудничество, конкуренция, согласованность, взаимодополняемость, способствуют их взаимосвязи и взаимозависимости, посредством которых осуществляется обмен товарами, услугами и знаниями. Совместно расположенные туристические агентства принадлежат к одной и той же или родственной отрасли или используют общие основные технологии или продукты и услуги. Конкурентные преимущества туристических кластеров создают и усиливают местные преимущества, привлекающие производителей и высококвалифицированных специалистов [3].