Историография смерти у народов северо-запада России
Введение Актуальность.
Феномен смерти в нашем обществе часто воспринимается как физиологический/биологический факт, а именно как прекращение функционирования тела. С одной стороны, это действительно так: врачи засвидетельствовали наступление смерти, жизненные процессы в теле прекратились. Именно с такого ракурса рассматривают феномен смерти биология и медицина. Однако помимо физиологического, смерть включает культурный, духовный, социальный, психологический и т. д. аспекты.
Социокультурная перспектива, гораздо более ясная для исторического процесса, подразумевает рассмотрение феномена смерти как обусловленного системой общественных отношений, ценностей и норм. Это значит, что понимание смерти, отношение к ней, практики, окружающие уход человека, и т.д. зависят от существующего общественного контекста, а также сами оказывают влияние на различные сферы жизни общества. Смерть и практики, окружающие/производящие этот феномен, осмысливаются в рамках философии, психологии
Оглавление
Введение3
Глава 1. Представления о смерти как о явлении5
1.1.Представления о смерти у славянских народов Северо-запада России5
1.2. Представления о смерти у не славянских народов северо-запада7
Глава 2. Социальные практики, связанные со смертью15
2.1. Похоронные обряды у славян15
2.2. Практики, связанные со смертью у не славянских народов16
Заключение49
Список источников50
Список источников
Käte-ške käbedaks kägoihudeks (Вепсские причитания) ‘́Обернись-ка милой кукушечкой’/ Сост. Н.Г. Зайцева, О.Ю. Жукова. Нотировки С.В. Козыревой. Петрозаводск, 2012.
Арьес Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с фр. / Общ. ред. Оболенской C.B.; Предисл. Гуревича А.Я. – М.: Издательская группа «Прогресс» — «Прогресс-Академия», 1992. — 528 с.
Ветухов А.В. Народные колыбельные песни;
Гадло А.В., Верняев И.И., Егоров С.Б., Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России (Южные окрестности Петербурга — Приладожье — Центральные районы Псковщины). СПб., 2004 (соответствующие разделы)
Конькова О.И. Водь. Очерки истории и культуры. СПб, 2009 (соответствующий раздел)
Конькова О.И. Ижора. Очерки истории и культуры. СПб, 2009 (соответствующий раздел)
Конькова О.И., Кокко В.А. Ингерманландские финны: очерки истории и культуры СПб, 2009 (соответствующий раздел)
Куликовский Г. И. Похоронные обряды Обонежского края // Олонецкий Сборник. Вып. 4. Петрозаводск, 1894. С. 411–422.
Левкиевская 2006 — Левкиевская Е. Е. Пространство потустороннего мира в народных представлениях восточных славян // Славяноведение. 2006. № 6. С. 9—15.
Левкиевская Е.Е. Представления о "том свете" у восточных славян;
Лимеров.П.Ф.Мифология загробного мира // Сыктывкар : Коми науч. центр УрО РАН, 1998
Логинов К.К. Семейные обряды и верования русских Заонежья. Петрозаводск, 1993.
Несанелис Д.А., Шарапов В.Э. Тема смерти в детских играх;
Паутова Н. Забытые мотивы материнского фольклора;
Прибалтийско-финские народы России. М., Наука, 2003 (соответствующие разделы)
Савчук В.В. Приговор колыбельной;
Строгальщикова З. И. Погребальная обрядность вепсов // Этнокультурные процессы в Карелии. Петрозаводск, 1986. С. 65–85.
Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX — начала XX в.
Черепанова О.А. Мифологические рассказы и легенды Русского Севера;
Туда приносили поминальную еду, часть которой там же и съедали, часть закапывали в землю (кормили покойного) или оставляли на могиле для птиц, в которых, считалось, переселяются души умерших. На камень или соседнее дерево (а позднее и на крест) вешали вышитые полотенца, просто кусочки ткани или даже цветную бумагу. Это был древний обычай передачи мертвым одежды, позднее он был забыт, и пожилые люди говорили, что ткань нужна «для утирания слез мертвых». До недавнего времени по покойнику ходил причитать (lugõtõlla) кто-нибудь из родных или пожилая женщина, знающая плачи.
Коми
Несмотря на то, что в обители предков “не прекращается еда”, умершие достаточно зависимы от пищи, которую им предлагают живые. Поэтому в плане содержания коммуникаций между живыми и умершими лежат обрядовые кормления последних, известные как поминальные тризны, или просто поминки (к. каризня, кодрасьм, казьтэд).