Лингвистическая философия Л. Витгенштейна как методология общения

В статье предлагаются к рассмотрению аналитические выводы лингвистически-философских работ Людвига Витгенштейна в аксиологическом поле методологии общения, анализируются причины недопонимания между людьми и приводятся возможные ключи к их решению на основе тезисов работ Л. Витгенштейна
Author image
Timur
Тип
Статья
Дата загрузки
28.12.2022
Объем файла
58 Кб
Количество страниц
7
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
320 руб.
400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Аннотация. В статье предлагаются к рассмотрению аналитические выводы лингвистически-философских работ Людвига Витгенштейна в ак-сиологическом поле методологии общения, анализируются причины недопонимания между людьми и приводятся возможные ключи к их решению на основе тезисов работ Л. Витгенштейна.

Содержание не найдено

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Мамедов А.А.О., Котусов Д.В., Донских К.Ю., Григорьев С.Л. Философия. Семестровый курс. — Екатеринбург: 2021. — 374 с. —  Текст: непосредственный. 

2. Витгенштейн, Людвиг. Логико-философский трактат / Людвиг Витгенштейн; [пер. с нем. Л. Добросельского]. —  Москва: Изда-тельство АСТ, 2022. — 160 с. — (Эксклюзивная классика). —  Текст: непосредственный.

3. Людвиг Витгенштейн. Философские работы. Часть I. / Составл., вступ. статья, примеч. М.С. Козловой. — Москва: Издательство Гнозис, 1994. — 612 с. (Феноменология, Герменевтика, Филосо-фия языка). —  Текст : непосредственный.

Для чего же тогда нужна философия? По мнению  Людвига Витген-штейна, философия играет разъяснительную роль, она критикует язык и, самое главное, обучает ему людей. «Цель философии — логическое прояснение мыслей. Философия — не учение, а деятельность» — таковы постулаты мыслителя . Деятельность философии направлена на терапию, прояснение языка. Никакой другой пользы она, наряду с другими неестественными науками, которые Витгенштейн считал бессмысленными и не описывающими реальность, положение вещей, — принести не может. Поэтому, ее предназначение будет состоять в обучении людей (через формальную логику) пользоваться языком, для верного конструирования пропозиций и возможности познания мира. Философия не выстраивает теории, а только проясняет мысли, называя вещи своими именами, что приводит к созданию похожих картин реальности у людей. Тем самым, эта наука дает еще один ключ к успешному взаимопониманию в обществе. Однако, столь сильное абсолютизирование роли философии создает множество несостыковок. Свои труды Л. Витгенштейн не связывает с аксиологическими кате-гориями, прямо соглашаясь с существующими логическими противоречиями. Понятие «ценность» для него — не положение вещей, не факты, а всеобъемлющие необходимости, постигаемые в мистической области (см. Рисунок 1). Ценности имеют априорное субъективное восприятие, они нестабильны (могут менять свое значение), но тверды (имеют схожее значение для всех арбитров). Эти положения в некой степени роднят философию Витгенштейна с солипсизмом. Несмотря на это, мыслитель уверен, что развитие в этом направлении обязательно нужно пройти каждому, что важен процесс освоения реальности, который приведет к правильному видению мира, и только после обретения этого видения можно «отбросить лестницу, по которой взобрались» . Таким образом, аксиологическую ценность философии Л. Витгенштейна можно воспринимать как призыв к изучению как можно большего количества информации, начитанности, поскольку она дает нам инструменты, помогающие нам понять себя, что является необходимым условием к осознанному и выверенному использованию языка при общении.

Похожие работы