Основные факторы, влияющие на здоровье российских школьников
Аннотация. От здоровья наших детей зависит здоровье будущих поколений. Официальная статистика России показывают, что за последнее десятилетие сложилась неблагоприятная динамика показателей здоровья школьников. На здоровье школьников влияют внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы. Школа не только обучает детей, но и воспитывает у них стремление к здоровому образу жизни. В нашей стране внимательно относятся к здоровью школьников. Для этого регулярно проводятся профилактические, медицинские осмотры школьников, после чего детей распределяют по пяти группам здоровья. Определение группы здоровья позволяет сделать вывод о необходимости наблюдения, дополнительным обследованиям, медицинской помощи, реабилитационным мероприятиям, выстроить индивидуальный план лечения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Значительный урон здоровью школьников нанесла самоизоляция во время пандемии covid-19. Любая изоляция школьников от внешнего мира оказывает на их здоровье негативное влияние. За время обучения в школе у детей закладывается здоровье на всю дальнейшую жизнь. Для формирования здоровья школьника необходим индивидуальный подход. Школы должны быть главным звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся.
Содержание не найдено
Список литературы.
1. В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, М.И. Степанова, П.И. Храмцов, И.В. Звездина, И.Э. Александрова, Н.А. Бокарева, С.Б. Соколова. Школа здоровья: организация работы, мониторинг развития и эффективности . – М 2012г..: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН. – с.8
2. В.Р. Кучма, А.С .Седова, М.И. Степанова, И.К. Рапопорт ,М.А. Поленова, С.Б. Соколова, И.Э.Александрова, В.В. Чубаровский.ФГАУ» Национальный медицинский центр детей Минздрав РФ, г .Москва Научно-практический рецензируемый журнал «ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОЙ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ И ЗДОРОВЬЯ» №2,2020,с.4 НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков http://schoolshealth.ru/docs/2-2020/KuchmaVR_etall_2_2020_4-23.pdf
3.Пресс- релиз. XVIII СЪЕЗД ПЕДИАТРОВ РОССИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДИАТРИИ» с международным участием.,2020, с.252 http://www.academypediatrics.ru/news/xviii-sezd-spr
4.Приказ МЗ РФ от 21 декабря 2012г.№1346н "О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2013 N 27961) с.1 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144975/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518
5.Приказ МЗ РФ от 10 августа 2017г. №514н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» c.8 http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201708210001?index=2&rangeSize=
6. Раздел доклада «Дети в трудной жизненной ситуации, Профилактика неблагополучия». М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2013,с.8-14 https://www.fond-detyam.ru/upload/iblock/ddeДети%20в%20трудной%20жизненной%20ситуации_%20профилактика%20неблагополучия_2013.pdf
7. Состояние здоровья современных школьников. Контент-платформа – Pandia.ru, 2009-2022 https://pandia.ru/text/80/069/35762.php
8.Устав (Конституция) Всемирной организации Здравоохранения. Преамбула., Нью-Йорк, 22 июля 1946
https://docs.cntd.ru/document/901977493
У 31,5 % школьников появилась раздражительность и вспыльчивость, а у 27,9%появилась повышенная утомляемость, чувство разбитости.[Кучма В.Р. и др…2020, с.18] Анализ ответов школьников, находящихся на самоизоляции и дистанционном обучении, выявил возникающие проблемы в укреплении и сохранении их здоровья. Во- первых, в России отсутствует безопасные для здоровья онлайн- обучения, включая электронные средства доставки учебной информации. Во-вторых, во время самоизоляции и дистанционного обучения школьники подвергаются неблагоприятным факторам таким, как продолжительность школьных и учебных занятий, увеличение времени выполнения домашних заданий, увеличилось время работы с компьютером и с другими гаджетами. В-третьих, уменьшилось время проведения прогулок на свежем воздухе, снизилась физическая активность, что ведет к снижению иммунитета, к ухудшению здоровья школьников. Согласно данных Минздрава и социального развития РФ здоровье детей и подростков характеризуется следующими показателями: из 13,4 млн. школьников более половины – 53% имеют ослабленное здоровье; 2/3 учащихся в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания; 10% выпускников школ можно отнести к категории здоровых; общая заболеваемость школьников до 14 лет возросла за последние пять лет на 16%, а в возрасте 15-17 лет на 18%. Растут показатели заболеваемости сердечно – сосудистых систем, органов дыхания, нервной системы, крови, органов пищеварения и др. 7% школьников страдают ожирением, а у 10% школьников сниженные антропометрические данные. [Состояние здоровья……2009-2020]. За время обучения в школе у детей закладывается здоровье на всю дальнейшую жизнь. Для формирования здоровья школьника необходим индивидуальный подход. Школы должны быть главным звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся, пропагандировать здоровый образ жизни детей. Для этого школам необходимо: регулярно вести пропаганду среди школьников за здоровый образ жизни, бережного отношения к своему здоровью, умело чередовать учебный процесс с физической активностью, значительно уменьшить стрессовую педагогическую тактику, следить за улучшением качества питания и за организацией питьевого режима обучающихся, необходимо уменьшить интенсивность образовательного процесса, перегрузку учебного дня, учебной недели, уменьшить наполняемость классов, Отрицательно влияют на здоровье детей и другие факторы внутришкольной образовательной среды: завышенный объем домашних заданий и дополнительных занятий, эмоциональный дискомфорт. Не в каждой школе есть надлежащее медико-физиологическое сопровождение учебного процесса в плане контроля за индивидуальным развитием здоровья школьника.