Клинико-психологические особенности агрессивного поведения лиц молодого возраста с наркотической зависимостью
Введение
Актуальность исследования. Человеческое существование предполагает осуществление контакта с окружающими людьми. Взаимодействуя друг с другом в социуме большинство старается сделать общение максимально благоприятным и комфортным. Однако, не исключены трудности во взаимодействии, неприятные ситуации, связанные с агрессивным поведением одного из контактирующего. К сожалению, в современном мире признаки агрессивного поведения стали довольно часто встречаться. Данный факт можно объяснить сложившейся политической и экономической ситуацией в стране, участившимися военными катаклизмами мирового масштаба. Данный факт говорит об актуальности изучения агрессивного поведения. К тому же на сегодня особо ярким агрессивным поведением отличается молодое поколение. В силу своих возрастных особенностей, острого реагирования на запрет свободы слова и мысли, молодые люди проявляют агрессию в ряде случаев к тем, кто не имеет отношения к данным запретам. Наблюдая картины агрессии со стороны молодежи по телевидению, читая статьи в газетах и журналах, возникает ощущение, что многие молодые люди, совершая противозаконные действия, находятся под воздействием психотропных или наркотических препаратов. Озлобленность, жесткое и насильственное поведение, которое демонстрируют некоторые молодые люди, явно происходят не по причине их недовольства государственным режимом, а именно по причине увлеченности запрещенных препаратов, пагубно влияющими на молодую психику.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..… 3
1. Основные подходы к исследованию агрессии в отечественной и зарубежной литературе ……………………………………………………… 6
2. Понятие и социально-психологические характеристики молодежи …….. 8
3. Специфика агрессивного поведения молодых людей с наркотической зависимостью ……………………………………………………………..… 11
Заключение ………………………………………………………………………… 15
Список используемой литературы ……………………………………………….. 17
Список используемой литературы
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. СПб.: Речь, 2015. 336 с.
2. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. СПб.: Речь, 2015. 144 с.
3. Гревцов, А. Тренинг развития с подростками: творчество, общение, самопознание. СПб.: Питер, 2012. - С. 416.
4. Григорович, Л.А., Марцинковская, Т.Д. Педагогика и психология. М.: Аспект. Пресс, 2016. 605 с.
5. Долгова, В. И. Психологическая защита / В. И. Долгова, О. А. Кондратьева. - Москва: Перо, 2015. –156 с.
6. Долгова, В. И. Эмоциональная устойчивость как ключевая компетенция/ В. И. Долгова, Г. Ю. Гольева. - Челябинск: Атоксо, 2016. - 183 с.
7. Долгова, В. И., Аркаева, Н. И., Смолин, А. В. Исследование агрессивного поведения старших подростков с наркотической зависимостью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015 – Т. 31 – С. 121–125. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95531.htm.
8. Долгова, В. И., Нуртдинова, А. А., Белозерцева, Н. А. Агрессивное поведение подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015 – Т. 31 – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95510.htm.
9. Долгова, В.И., Иванова, Л.В., Банщикова, А.И. Психологические особенности агрессивного поведения подростков // Научно- методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 31. С. 11-15.
10. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии. // Прикладная психология. 2014. № 1. С.95-102.
11. Ленская, Т.А. Первичная профилактика наркомании подростков: моногр. / Т.А. Ленская. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 188 c.
12. Медицинские, социальные и экономические последствия наркомании и алкоголизма / Е.А. Кошкина и др. - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 288 c.
13. Свищева, Т.В. Наркомания стучится в каждый дом. Профилактика и лечение / Т.В. Свищева. - М.: Диля, 2009. - 416 c.
14. Ураков, И. Г. Наркомания. Мифы и действительность: моногр. / И.Г. Ураков. - М.: Медицина, 2012. - 64 c.
15. Шабанов, П. Д. Наркомании. Патопсихология, клиника, реабилитация / П.Д. Шабанов, О, Штакельберг Ю.. - М.: Лань, 2005. - 368 c.
По мнению Майерса, первые два статуса чаще всего прослеживаются у экстерналов, людей, которые перекладывают вину за все происходящее на других. Все свои неудачи экстерналы приписывают другим людям, обществу, ситуации, но не себе. Два последних статуса, «моратория» или «зрелая идентичность» относятся к интерналам, людям, которые чувствуют ответственность за свой выбор, за свое решение. Неудачи на своем путь интерналы расценивают с позиции своих недоработок. Молодые люди, находящиеся в двух последних статусах, обладают высоким уровнем морального сознания. Многие психологи с уверенностью говорят о зависимости поведения в юношеском возрасте от уровня самосознания и самооценки молодых людей. Заниженная самооценка молодого человека сказывается на том, что он не ищет сложных путей развития, идет только по легкому пути, думая, что другая цель ему не по силам. Это негативно сказывается на личностном развитии молодого человека. Завышенная же самооценка приводит к переоценке своих возможностей, что также имеет негативное влияние на процесс формирования личности.