Некоторые вопросы отграничения экологических преступлений от административных проступков в области охраны окружающей среды
Аннотация: в статье рассмотрены спорные вопросы правоприменительной практики по разграничению экологических преступлений и административных проступков. На материалах судебной и арбитражной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов, входящих в Дальневосточный судебный округ, определены основные тенденции и особенности установления уголовной и административной ответственности за экологические преступления и административные проступки. Рассмотрены критерии разграничения экологических преступлений и административных проступков в сфере экологических отношений.
Содержание не найдено
Список литературы
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Парламентская газета. № 2-5, 05.01.2002.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 г. №63-ФЗ (ред. от 16.04.20212) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №25. – Ст.2954.
3. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2021 г. по делу № А16-1990/2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sudact.ru/ (дата обращения: 06.06.2022).
4. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 ноября 2018 г. № Ф03-4967/2018 по делу № А24-1012/2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sudact.ru/ (дата обращения: 06.06.2022).
5. Приговор Лазовского районного суда Приморского края № 1-34/2020 от 8 июля 2020 г. по делу № 1-34/2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sudact.ru/ (дата обращения: 06.06.2022).
6. Приговор Охинского городского суда Сахалинской области № 1-97/2020 от 27 октября 2020 г. по делу № 1-97/2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sudact.ru/ (дата обращения: 06.06.2022).
7. Приговор Дальнегорского районного суда Приморского края № 1-138/2019 от 30 мая 2019 г. по делу № 1-138/2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sudact.ru/ (дата обращения: 06.06.2022).
8. Вопленко. Н.Н. Очерки общей теории права / Н.Н. Вопленко. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2021. – 529 с.
9. Гузеева, О. С. Общественная опасность преступления: конституционно-правовой и уголовно-правовой анализ/ О.С. Гузеева // Lex Russica. – 2021. – №3 (172). – С.95-106.
10. Евсикова, Е.В. Некоторые аспекты привлечения к административной ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования / Е.В. Евсиков, Г.А. Петросян // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. – 2019. – Том. 5 (71). – С.30-36.
11. Забавко, Р.А. Общественная опасность экологических преступлений в динамике социальных отношений / Р.А. Забавко // Сибирский юридический вестник. – 2021. – №1(92). – С. 56-61.
12. Савельева, Е. С. Разделение административного правонарушения и преступления на примере мелкого хищения и кражи / Е. С. Савельева // Молодой ученый. – 2021. – № 28 (370). – С. 118-121.
13. Состояние преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2021 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://мвд.рф/reports/item/28021552/ (дата обращения: 06.06.2022).
14. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Норма; Инфра-М, 2019. – 617 с.
Кроме степени общественной опасности, экологические преступления и административные правонарушения нужно различать по характеру и особенностям их установления в норме права. Особенностью правового регулирования уголовной ответственности является предусмотренность преступлений исключительно уголовным законом, в качестве которого выступает единственный нормативный правовой акт – Уголовный кодекс РФ. Никакой другой закон, кроме УК РФ, не может устанавливать составы и виды преступлений и предусматривать уголовную ответственность. Несколько иначе обстоит дело с нормативной основой установления административной ответственности. Административные правонарушения установлены не только нормами действующего КоАП РФ, но и иными законами, в том числе, административными кодексами и законами субъектов РФ, предусматривающих административные правонарушения и ответственность за их совершение. Ответственность за административные правонарушения может предусматриваться и иными федеральными и региональными законодательными актами, например, в налоговом, бюджетном, валютном, финансовом законодательстве. Следующим отличительным признаком административного правонарушения и экологического преступления является субъектный состав лиц, которые соответственно могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности. Согласно ст. 20 УК РФ к уголовной ответственности могут быть привлечены только вменяемые, достигшие возраста уголовной ответственности физические лица (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства). Несмотря на наличие научно разработанных концепций привлечения к уголовной ответственности юридических лиц и наличие уголовной ответственности юридических лиц в зарубежном законодательстве, по российскому уголовному праву юридическое лицо не может быть субъектом преступления.