Право и мораль в философии Г. В. Ф Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель вошел в мировую историю как крупнейшая философская величина Нового времени. Его внимание привлекали самые разные сферы научного знания – история философии, философия истории, эстетика, этика. Но, пожалуй, ядром его философского творчества была именно логика. Философия права Гегеля является неразрывной частью его философской системы абсолютного идеализма . Краеугольным камнем философской концепции Гегеля выступает тезис о единстве мышления и бытия. Согласно нему, развитие материального мира – это движение самопознания абсолютного разума, который в ходе своего становления вынужден отчуждать себя в природе и обществе. В этом на первый взгляд крайне идеалистическом тезисе заложена очень глубокая мысль.
Содержание не найдено
Список литературы
1. Аль-Ани Н.М. Гегель об индивидууме, свободе, государстве и всемирной истории // Экономика и экологический менеджмент. 2013. №2
2. Бурлуцкий А.Н., Небратенко Г. Г. «Философия права» Гегеля в контексте философской рефлексии о праве и Абсолютном духе: историко-философский анализ // Философия права. 2019. №1 (88)
3. Гегель Г. Философия права. М., 1990
4. Каратаева Л. Н. Трактовка субстанциального единства права и нравственности в «Философии права» Гегеля // Вестник МГТУ. 2000. №3
5. Малинин С.А. Власть и государство в философии Г. В. Ф. Гегеля // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №10
6. Пономарев, В. А. Концепция Г. В. Ф. Гегеля о гражданственности и гражданском обществе // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242)
7. Семенов Ю. Диалектический (прагмо-диалектический) материализм: его место в истории философской мысли и современное значениеURL: https://scepsis.net/library/id_51.html
Вместе с этим хотелось бы отметить и глубокую мысль Гегеля о том, что человеческая свобода может реализовываться лишь в рамках организованной общественной и отлаженной системы. Произвол личности не является свободой, так как ведет государство к гибели. Обыватель ставит во главу угла интересы не всего общества, а отдельной личности. Первичным субъектом права выступает отдельная личность, следующий этап - семья, в дальнейшем идея права достигает самосознания на уровне гражданского общества и завершается все государством как сущности, включающей в себя все предшествующие ступени . Философия права Гегеля отразила в себе сильные и слабые стороны системы абсолютного идеализма. В этой связи совершенно закономерно, что философия Гегеля имела противоречивое толкование у многих последующих мыслителей. Классики марксизма признавали историческую заслугу Гегеля в создании диалектического метода, полагая, что он опередил своем время, хотя в его концепции присутствовали и явные противоречия.