Понятие и сущность теократического государства

В курсовой работе рассмотрено понятие и признаки теократии и теократического государства; выделены основные его виды; выявлены закономерности развития теократии в России и за рубежом
Author image
Ilnur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
14.08.2022
Объем файла
97 Кб
Количество страниц
36
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность. Теократия относится к числу исторически первых типов организации политической власти, появившихся на заре человеческой цивилизации. Сегодня бытует мнение, что теократическое государство – это «исторический анахронизм», реликт прошлого, напоминающий своим неестественным, алогичным существованием о временах безраздельного господства религии и необратимо разрушающийся под прогрессирующим воздействием секуляризации. Непредвзятый взгляд на мир, основанный на объективном анализе происходящего, показывает, что это далеко не так.

Появившись на стадии перехода человечества от присваивающей экономики к производящей, приобретая в процессе становления и развития этноконфессиональное и цивилизационное своеобразие, теократическая модель власти пережила кульминационную фазу своего расцвета в эпоху средневековья, период обмирщения в Новое время и претерпевает динамичные как секуляризационные, так и обратные, религиозно-возрожденческие изменения в настоящем.

 

Оглавление

Введение 3

Глава I. Теоретическая сущность теократии как религиозно-политической системы

1.1. Понятие и признаки теократии в историко-правовой мысли 6

1.2. Виды теократии 14

Глава II. Теократические тенденции государственности: история и современность

2.1. Теократия во всемирной истории 19

2.2. Россия и теократия 27

Заключение 36

Список источников и литературы 38

Список источников и литературы

  1. Аверинцев С. С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья (Общие замечания) // Античность и Византия. М.: Наука, 1975. - 432 с.
  2. Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. М.: Аграф, 1998. - 640 с.
  3. Афанасьев Ю. Симфония как соблазн. Только полное отделение от государства дает Церкви свободу // НГ - Религии / Ежемесячное приложение к «Независимой газете». 1997. №5. С. 2.
  4. Библия: Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета: Канонические: В рус. пер. с парал. местами. М.: Российское библейское общество, Б.г. (1992). - 925, 292 с.
  5. Бубер М. Избранные произведения. Иерусалим: Изд-во "Библиотека-Алия", 1979. - 346 с.
  6. Васильев Л. C. История религий Востока: Учеб. пособие для студ. вузов.-2-е изд., перераб и доп. М.: Высшая школа, 1988. - 416 с.
  7. Вебер М. Политические работы, 1895-1919. М.: Праксис, 2003.
  8. Велльгаузен Ю. Введение в историю Израиля. СПб., 1909. - 428 с.
  9. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Ч. II. Теория права. М.: Юристъ, 1996. Т. II.
  10. Геллер М. Я. История Российской Империи. В 3 т. М.: Изд-во «МИК», 1997. Т. 1. - 448 с.
  11. Дорошенко Е. А. Духовенство в современном Иране. 2-е изд., испр. и доп. М.: Наука, 1985. - 229 с.
  12. Зубов А. Б. Ливан, Индия, Таиланд: опыт политико-культурного сопоставления форм восприятия представительной демократии // Политическая культура стран ислама. М.: 1981. Вып.1. - 157 с.
  13. Зызыкин М. В. Патриарх Никон: Его государственные и канонические идеи: В 3-х ч. Репринт, воспроизведение изд. 1931-1938 гг. - М.: Науч. - изд. индиятр «Ладомир», 1995. - 1082 с.
  14. Иллюстрированная история религий: В 2 т. / Под ред. проф. Шантепи де ля Соссей. 2-е изд. Репр. изд. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1992. Т.2. - 525 с.
  15. История политических и правовых учений: Домарксистский период: Учебник / Под ред. О. Э. Лейста, М.: Юрид. лит., 1991. - 528 с.
  16. История политических учений. Вып. 2 / Под ред. проф. О. В. Мартышина. М.: Юристъ, 1996. - 368 с
  17. Казимирчук В. П., Кудрявцев В. Н. Современная социология права: Учебник для вузов. М.: Юристъ, 1995. – 297 с.
  18. Карташев А. В. Церковь, История, Россия: Статьи и выступления. М.: Пробел, 1996. -302 с.
  19. Клюев Б. И. Секуляризация в Индии // Народы Азии и Африки. 1983. № 2. С. 31-32.
  20. Меншинг Г. Философская энциклопеди. [Электронный ресурс] https://terme.ru/termin/teokratija.html (дата обращения - 15.04.2022)
  21. Моль Р. Энциклопедия государственных наук. СПб.-М.: М. О. Вольф, 1868. - 591 с.
  22. Мохамад Сана Матин. Понятие закона и права в контексте шариата // Правовое государство и деятельность органов внутренних дел по борьбе с преступностью: Сборник трудов адъюнктов и соискателей. Вып. 2. СПб., 1993. – С. 207-211.
  23. Политическая система в Исламской Республике Иран // Развивающиеся страны: основные тенденции социально-политической эволюции: Сборник статей. Иваново: Изд-во Ивановского ун-та, 1993. С. 63-91.
  24. Политические системы стран Латинской Америки. М., 1982; Клюев Б. И. Секуляризация в Индии // Народы Азии и Африки. 1983. № 2. С. 31-32.
  25. Политология: энциклопедический словарь. М., 1993.
  26. Рейснер М. А. Идеологии Востока. Очерки Восточной теократии. М.-Л.: Госиздат, 1927. - 344 с.
  27. Салыгин E. H. Теократическое государство. М., 1999. – 154 с.
  28. Салыгин Е. Н. Теократические тенденции современной государственности // Общественные науки и современность. 1996. № 5.
  29. Салыгин Е. Н. Теократическое государство [Электронный ресурс] https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/Sal/10.php (дата обращения - 10.04.2022)
  30. Самыгин С. И., Нечипуренко В. И., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 672 с.
  31. Соловьев В. С. Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева. В 9 т. СПб.: Общественная польза, 1901-1907. Т. II. - 430 с. Т. IV. - 543 с.
  32. Спиноза Б. Богословско-политический трактат. Казань, 1906. - 440 с.
  33. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманские суды в странах Арабского Востока // Государственный аппарат: Сборник статей / Отв. ред. В. Е. Чиркин. М.: Наука, 1984. - 248 с.
  34. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М.: Юристъ, 1995. - 479 с.
  35. Трубецкой Е. Миросозерцание Вл. Соловьева. М., 1909. T. I.- 463 с.
  36. Тюрин Е. А. Теократический фактор в политике. Орёл, 2009. – 217 с.
  37. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997. № 125-ФЗ (последняя редакция) [ Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/2fb31209f29e0fee 531bafad8af983b99b030921/ (дата обращение 20.05.2022)
  38. Цыпин В. А. Церковное право. 2-е изд. М.: Изд-во МФТИ, 1996. - 442 с.
  39. Чиркин В. Е. Основы сравнительного государствоведения. М.: Изд. дом "Артикул", 1997. - 352 с.
  40. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994. - 128 с.
  41. Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. А.Я. Сухарев; Редкол.: 2-е изд., доп. - М.: Сов. Энциклопедия, 1987. - 528 с
  42. Юркович И. О народе Божием. М., 1995. - 387 с.

В зависимости от формы выражения божественной воли теократия может быть непосредственной, когда божественные установления не зафиксированы в письменных источниках и выражаются представителями бога устно, и представительная, характеризующаяся опосредованием норм божественного закона различными «писаниями», «священными книгами». Первая форма политического боговластия может быть названа пророческой теократией. Она является начальной стадией образования политического боговластия. В этот период еще не происходит четкой институализации религиозно-политических структур и власть всецело и нераздельно принадлежит божественным представителям. Лишь в последующем, как правило, по завершении правления пророков, божественные нормы фиксируются в религиозных источниках, и представительная теократическая власть осуществляет управление на их основе.

Различные способы опосредования божественной воли взял за основу классификации Георг Вайтц. Государствовед выделил иные виды политического боговластия. В случае, если божественная воля выражается массой народа, одним или несколькими его представителями, и они определяют государственную жизнь, это – демократическая теократия. Она, замечает Вайтц, возможна только в церкви. В аристократической теократии жизненно-важные решения принимает жреческое сословие, устанавливающее свое политическое господство. Монархическая теократия имеет место при единоличном правлении, если политический лидер выступает представителем бога или сам, в сущности, божественен.