Жизнь и труды святителя Феофана Затворника до начала его епископского служения
Введение
В отечественном этическом наследии есть заповедный массив идей, куда до сих пор редко заглядывает историк этики или воспитатель юношества, практически действующий педагог. Это – моральные размышления святых «отцов», составляющие уникальную традицию нравоучительства, пришедшую сквозь века из средневековой Руси в современную действительность. Особый смысл этих поучений заключается в том, что они звучат из уст людей, которые вели жизнь праведную, свободную от житейских дрязг и мелочей, суетных, корыстолюбивых устремлений. Среди подвижников встречались люди разной судьбы и духовного таланта. Большое значение в жизни Русской Православной церкви имело «ученое монашество» – иноки, получившие высшее богословское образование, разносторонне образованные люди. Среди них выдающееся место занимает святитель Феофан Затворник (1815–1894) – церковный деятель и богослов. Для нас имя это особо значимо, ибо значительная часть жизни св. Феофана протекала на Тамбовщине
Оглавление
Введение3
Глава 1. Биография Феофана затворника7
1.1.Жизненный путь Феофана Затворника7
1.2.Образование Феофана Затворника13
Глава 2. Труды святителя Феофана затворника15
2.1. Труды Феофана Затворника, написанные до 1859 года15
2.2. Оценка жизни и деятельности Феофана Затворника18
Заключение21
Список использованной литературы23
Список использованной литературы
1. Абульханова-Славская К.А. О путях построения психологии личности//Психологический журнал, 1983.—№1. —С. 146-29.
2. Августин. О граде Божием. В 4-х тт. - М., 1994.
3. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И.А. Каирова и О.С. Богдановой. М.: Просвещение, 1979. — 318 с.
4. Азбука православного воспитания. Сборник. — М., 1997. — 160 с.
5. Акопов Г.В. Российское сознание. Самара, 2002. — 91 с.
6. Алексий И, Патриарх Московский и всея Руси. Основы православного образования в России. // Педагогика, 1995, №3. С.74-81.
7. Алексий И, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Слова, речи, послания, обращения 1990 — 1998 гг. / Под ред. епископа Бронницкого Тихона. М.: Изд-во Московской Патриархии,. 1999. — 912 с.
8. Алексий И, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Духовное образование и духовное воспитание. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ideas/
9. Алова Г.Н. Православная педагогика в средневековой Руси: уроки для современности // Магистр. 1997. № 4. — С.37-46.
10. Амман М.М. Очерк восточно-славянской церковной истории. -Вена, 1950.-756 с.
11. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. — М.: Изд-во Ин-та практ. психол.; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК» 1996. 384 с.
12. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение.—М.: Мысль, 1979. 141 с.
13. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV XVII вв. / Сост. С.Д. Бабишин. М.: Педагогика, 1985. 343 с.
14. Антология педагогической мысли России второй половины XIX □начала XX вв. / Сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. 608 с.
15. Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности. — М.: Изд-во МГУ, 1971.- 152 с.
16. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. — М: Педагогика, 1981. С. 3-24.
17. Аплетаев М.Н.Теоретические и методические основы нравственного воспитания личности в процессе обучения: Автореф. дис. д-ра пед. н
На вопрос, как приобретать добродетели, Святитель указывал, что они есть дар Божий и рождаются от исполнения со смирением заповедей Божиих. Чтобы жить "по заповедям относительно ближних, - учит владыка, - извольте законом иметь: всякое дело Богу посвящать в самом его зародыше, к Богу обращать его во время производства его и у Бога просить сил на совершение его; потом, кончивши, и благодарение Ему воздать за то... каясь, если что проторглось покривившее дело, или представляющее его пред очами Божиими в чём-либо недостаточным. Действуя так, вы, наконец, этим трудовым путём достигнете того, чего достигают от всего отрешающиеся пустынники"...
Необходимым условием внутренней духовной жизни является постоянная сосредоточенность и внимательность ко всем своим действиям и, особенно, словам.