Понятие стандарта антикоррупционного поведения сотрудника органов внутренних дел, его цель и задачи
Введение
В Министерстве внутренних дел Российской Федерации большое внимание уделяется статусу сотрудника органов внутренних дел (далее – ОВД), что определяется современными потребностями борьбы с коррупционными проявлениями в органах внутренних дел. В таком случае необходимо ввести в статус сотрудника органа внутренних дел антикоррупционные механизмы предупреждающего, реагирующего, наказывающего характера. Однако наказание за совершение коррупционного проступка уступает по своей силе мерам предупреждающего характера, которые в большей степени способствуют уменьшению или устранению коррупции в органах внутренних дел.
Выработка единого образца поведения антикоррупционного содержания для сотрудника органа внутренних дел позволит предупредить совершение коррупционных проступков, снизить вероятность их совершения, оказать информационное содействие сотруднику органа внутренних дел при использовании алгоритма поведения в случае установления факта коррупционного действия в отношении сотрудника органа внутренних дел. Соответствующее теоретическое осмысление уже состоялось, что нашло отражение в законодательстве. Однако изменяющиеся формы коррупционных проявлений вызывают потребность регулярного научного и законодательного сопровождения, в том числе и содержания стандарта антикоррупционного поведения сотрудника органа внутренних дел.
План
Введение……………...…………………………………………………………3-4
1. Правовой статус сотрудника ОВД – основа конституционного поведения………………………………………………………………...….5-7
2. Понятие стандарта антикоррупционного поведения сотрудника ОВД, его правовая и моральная основа, цель и задачи………................................8-16
3. Ответственность за нарушение стандарта антикоррупционного поведения сотрудника ОВД………………………………………………………….17-20
Заключение…………………………………………………………………........21
Список использованной литературы…………………………………….…22-23
Список использованной литературы
Нормативно правовые акты
1. Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г.// Российская газета. 2008. 30 декабря. № 266.
2. Указ Президента РФ № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 1 марта 2011 г. // Российская газета. 2011. 02 марта. № 43.
3. Указ Президента РФ № 815 «О мерах по противодействию коррупции» от 19 мая 2008 г. // Российская газета. 2008. 22 мая. № 108.
4. Федеральный Закон № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 г.// Российская газета. 2003. 31 мая. № 104.
5. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21).
Основная литература
1. Криминология: учебник / Под общ. ред. А.И. Долговой. – 4-е изд., перераб. И доп. – М., Норма. 2013.
2. Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел : учеб. пособие. - М. : ДГСК МВД России, 2014.
3. Противодействие коррупции в Российской Федерации [Текст] : учеб. / ред.: А. И. Землин, В. М. Корякин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Воронеж : Наука-Юнипресс, 2014.
4. Формирование навыков и умений антикоррупционного поведения у сотрудников и государственных гражданских служащих органов внутренних дел: Курс лекций. – М.: ДГСК МВД России, 2011.
Дополнительная литература
1. Богуцкий А.В. Антикоррупционный механизм в деятельности ОВД: учеб. пособие / А.В. Богуцкий, С.В. Моисеев, А.М. Шаганян. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2013.
2. Гриб В.Г., Окс Л.Е. Противодействие коррупции: учеб. пособие.- М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011.
3. Клюковская И.Н. Оценка эффективности реализации антикоррупционной политики // Общество и право. 2009. № 2 (24).
4. О роли правоохранительных органов в реализации национального плана противодействия коррупции, утвержденного 31 июля 2008 г. Президентом РФ: материалы круглого стола (Москва, 29 апреля 2010 г.). - М. : ВНИИ МВД России, 2010.
5. Организация воспитательной работы с личным составом ОВД: курс лекций / сост. С.Н. Тихомиров.- М.: ДГСК МВД России, 2012.
6. Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел : учеб. пособие. - М. : ДГСК МВД России, 2014.
7. Противодействие коррупции в Российской Федерации [Текст] : учеб. / ред.: А. И. Землин, В. М. Корякин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Воронеж : Наука-Юнипресс, 2014.
За нарушение правил антикоррупционного поведения предусмотрена ответственность. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О противодействии коррупции» граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уголовный кодекс РФ содержит главы об ответственности за преступления против интересов государственной службы (гл. 30), большинство из которых содержит признаки коррупционности. Таким преступлениями, кроме взяточничества (получение и дача взятки - ст. 290, 291), являются незаконное участие должностного лица в предпринимательской деятельности (ст. 289), злоупотребление полномочиями должностных лиц (ст. 285) и ряд других.
Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит составов административных коррупционных правонарушений, отграниченных от уголовных преступлений по признаку тяжести наступивших последствий. Не предусматривается административная ответственность государственных служащих за коррупционные правонарушения и в главе «Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти». Получение государственным служащим вознаграждения за выполнение в пользу взяткодателя каких-либо действий, связанных со служебными полномочиями, не может быть дисциплинарным правонарушением. Судебная практика нередко признает взятку малозначительным преступлением, если размер ее незначителен. И в этом случае взяткополучатель освобождается от уголовной ответственности, а к административной ответственности его привлечь нельзя, поскольку в КоАП РФ нет соответствующего состава.