Агрессивное поведение детей дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы определяется тем, что повышение агрессивности детей сегодня является одной из главных современных проблем. Несмотря на выявление психологами и педагогами многих причин и видов агрессивных действий, уровень жестокости дошкольников не снижается. Агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, часто оказывается главным источником трудностей во взаимоотношениях между детьми дошкольного возраста и взрослыми, и серьезно влияет на их дальнейшее развитие, их становление в жизни.
Увеличение числа дошкольников, предрасположенных к агрессивному поведению, поставило задачу изучения психологических условий, инициирующих подобные явления. По мнению Корниенко А.А., черты характера находятся в стадии формирования примерно до 10 летнего возраста, и своевременное вмешательство грамотных специалистов, работающих рука об руку, могут существенно скорректировать поведение в лучшую сторону.
Многие отечественные и зарубежные ученые изучали теоретические
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Научные подходы в исследовании агрессивности детей дошкольного возраста……………………………………………………………... 5
1.1. Понятие агрессивности и формы её проявления. Психологические особенности детей, склонных к агрессии………………………………………… 5
1.2. Источники и причины детской агрессивности……………………………… 8
1.3. Методы предупреждения и преодоления агрессивного поведения дошкольников в детском саду и семье…………………………………………… 11
ГЛАВА 2. Опытно - экспериментальная работа по изучению агрессии детей дошкольного возраста…………………………………………………………….. 15
2.1. Выявление уровня агрессии детей дошкольного возраста…………………. 15
2.2. Программа педагогической коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста методами арт-терапии …………………………………... 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, B.В. Зинченко. - М. : ACT, 2002.
2. Валявко, С.М. Некоторые аспекты генезиса агрессии мальчиков пяти лет с общим недоразвитием речи / С.М. Валявко, Ю.Ю. Аксенова / Науковый часопис. Сер. 19. - Киев, 2012.- Вып. 22, -С. 318-323.
3. Костюнина А.А., Горох Л.Н. Формы и методы работы воспитателя по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: матер. Межрегион. науч. конфер. / под ред. Г.Ю. Лизуновой. - Горно-Алтайск, 2018. -С. 263-268. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?i d=32842650.
4. Корниенко А.А. Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017. - 200 с.
5. Лютова Е. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. / Е. Лютова, Г. Монина. - СПб: Речь, 2000. - 153 с.
6. Першин А.В., Першина Т.В. Риски агрессивного поведения в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 17. - С. 504-508. - URL: http://e-koncept.ru/2016/46276.htm.
7. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь. Т. 1 / А. Ребер. - М.: Вече, 2001.
8. Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. - М.: Прогресс, 1987. - С. 31-36.
9. Смирнова Е.О. Агрессивные дети. [Электронный ресурс] // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 4. - С. 62-67. - URL: http://childpsy.ru/lib/articles/id/28270.php.
10. Скорик, Е.Д. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста / Е.Д. Скорик. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 51 (237). - С. 194-196. - URL: https://moluch.ru/archive/237/55099/ (дата обращения: 22.03.2022).
11. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: Просвещение, 2005. - 174 с.
12. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей // Т.П. Смирнова. - Ростов н/Д.: Феникс
Дети говорят, что им нравятся их партнеры по шумным играм, и они редко получают травмы во время таких игр [2].
Для того чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым, необходимо, чтобы профилактика и коррекция агрессивного поведения были не эпизодическими, а системными, целенаправленными и комплексными, предполагающими изучение каждой характерологической особенности конкретного ребенка. В противном случае эффект от корректирующей работы будет нестабильным.
1.3. Методы предупреждения и преодоления агрессивного поведения дошкольников в детском саду и семье
Агрессивные дети - это та категория детей, которая больше всего осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают открытую неприязнь и неприятие у взрослых в целом.