Психологическая и методическая поддержка педагогов, реализующих инклюзивную практику
С учетом текущего уровня развития образования в стране на передний план выходит проблема изменения отношения к детям, имеющим особые потребности, в том числе и образовательные. Образование таких детей инклюзивно как по своим целям, так и по своему назначению [11, с. 181]. Определение инклюзивного образования представлено в Законе «Об образовании в РФ». Согласно тексту настоящего закона, инклюзивное образование состоит в обеспечении «равного доступа к образованию для всех обучающихся» с учетом их различных потребностей [1].
Центральной фигурой инклюзивного образовательного процесса становится педагог. От его отношения к детям, профессионализма, знаний в области педагогики и психологии зависит успешность образовательного процесса. Однако, при всей важности профессиональной подготовки таких педагогов, зачастую оказывается, что специалисты не подготовлены к инклюзии [13, с. 183].
Содержание не найдено
Библиографический список
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ ?Об образовании в Российской Федерации? [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 19.04.2022).
Акутина С. П. Проблема готовности педагогов к работе с детьми с особенностями в развитии // Современные проблемы науки и образования: Педагогические науки. 2017. № 1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26118 (дата обращения 19.04.2022).
Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83-91.
Беловолова С. П. Готовность учителя к профессионально-педагогической деятельности как качество личности // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 14. С. 140-158.
Возняк И.В. Инклюзивное образование: как подготовить педагогов??// Психолого-педагогический журнал ?Гаудеамус?. М.; 2016. № 1. С. 37-41.
Карынбаева О. В. Моделирование подготовки педагогов в дополнительном профессиональном образовании к инклюзивному образованию детей // Мир науки, культуры, образования. 2020. №5. С. 25-28.
Косикова Л. В. Инклюзивное образование: отношение родителей и педагогов // Северо-Кавказский психологический вестник. 2009. №1. С. 69-73.
Несына С. В. Готовность педагогов дошкольного образования к реализации инклюзивного образования // Актуальные проблемы современной науки. Уфа, 2013. С. 96-100.
Плугина М. И., Знаменская С. В. Акмеологическое обеспечение профессиональной компетентности управленческого персонала современного вуза // KANT. 2017. №1 (22). C. 48-54.
Подготовка педагогов к реализации идей инклюзивного образования в непрерывной системе образования / К. С. Гордеев и др. // Современные научные исследования и инновации. 2019. №11. С. 49.
Скоробогатова Ю. В. Проблемы и перспективы подготовки педагогов к реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Культура Инклюзии: Проблемы
Согласно мнению исследователей, комплекс профессиональной и психологической подготовки педагога к инклюзивному образованию включает в себя [15, с. 69]: информационную готовность к работе с лицами с ограничениями возможностей здоровья (данная готовность занимается в структуре профессиональных компетенций педагога первую ступень [2, 4]), готовность к профессиональному взаимодействию и осуществлению психолого-педагогической коррекции, готовности к моделированию образовательной среды [3, с. 90].
В соответствии с полученными в ходе исследовательской работы теоретическими данными, Е. С. Слюсаревой была разработана методика исследования готовности педагога к работе в области инклюзивного образования. Методика включает в себя стандартизацию, то есть приведение всех процессов к единообразию, конструирование интегральных показателей, а также опросник, целью которого является определение теоретического компонента