Парламентский (депутатский) иммунитет
Введение
Депутатская неприкосновенность существовала и существует в парламентах всех стран. Она необходима прежде всего как гарант политического плюрализма и свободы слова избранников народа, как барьер от попыток преследования депутатов за политические убеждения.
Иммунитет является самостоятельным правовым средством государства, через которое оно предоставляет исключительное право лицам, занимающим особое положение в межгосударственных, государственных и общественных отношениях, не подчиняться некоторым общим законам.
Иммунитет - особый вид привилегии. Он наделяет своих обладателей единственным, зато весьма значительным преимуществом - правовой неприкосновенностью.
Иммунитеты установлены в нормах международного, конституционного, уголовного, административного, уголовно - процессуального и гражданско - процессуального права. На наш взгляд, наибольший интерес должна вызывать суть действия иммунитета в административном и уголовно - процессуальном законодательстве.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Понятие депутатской неприкосновенности………………………………5
Правовой статус парламентария…………………………………………..9
Материальные и социальные гарантии парламентария………………..12
Проблема злоупотребления парламентским иммунитетов…………….15
Отмена парламентского иммунитета: за и против…………………...…17
Заключение………………………………………………………………..…….21
Список использованной литературы………………………………………..23
Список использованной литературы
1. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации: в 2 т. / отв. ред. Б. С. Эбзеев. - М., 2001. - Т. 1.
2. Энциклопедический юридический словарь / под общ. ред. В. Е. Крутских. - М.: Инфра-М, 1998.
3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: в 4 т. / отв. ред. Б. А. Страшун. - М., 1995. -Т. 2.
4. Сопельцева Н. С. Иммунитеты в конституционном праве Российской Федерации / Н. С. Сопельцева. -Челябинск, 2004.
5. Кутафин О. Е. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации / О. Е. Кутафин. -М.: Юрист, 2004.
6. Суменков С. Ю. Привилегии и иммунитеты как
общеправовые категории: автореф. дис____канд. юрид.
наук / С. Ю. Суменков. - Саратов, 2002.
7. Левина М. М. Парламентское право Великобритании XVII - начала XIX в. / М. М. Левина. - М., 2000.
8. Словарь иностранных слов. - М., 1988.
9. Малько А. В. Привилегии как специфическая разновидность правовых льгот / А. В. Малько, И. С. Морозова // Правоведение. - 1999. - № 4.
10. Кравец И. А. Правовой статус депутатов Государственной Думы и выборных членов Государственного Совета в свете теории народного представительства / И. А. Кравец // Журнал российского права. - 2000. -№ 8.
11. Лазаревский Н. И. Русское государственное право / Н. И. Лазаревский. - СПб., 1913. - Т. 1.
12. Бойков А. Д. Иммунитет депутатский / А. Д. Бойков // Прокурорская и следственная практика. - 1998. -№ 1.
13. Жижиленко А. А. О безответственности народных представителей / А. А. Жижиленко. - Ярославль, 1909.
14. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1989. - № 29. - Ст. 567.
15. Колюшин Е. И. Конституционное право России: курс лекций / Е. И. Колюшин. - М.: Городец, 2006.
16. Вестник Конституционного Суда РФ. - 1996. - № 2.
17. Авакьян С. А. Конституционное право России / С. А. Авакьян. - М., 2007.
18. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации / М. В. Баглай. - М., 200
Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания депутата и прекращается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий.
Формы деятельности определены в Законе с целью оказания помощи парламентариям в осуществлении их законодательной деятельности. В то же время это означает создание определенных рамок для такой деятельности, чтобы депутаты не вмешивались в прерогативы исполнительной и судебной власти. В Законе о статусе депутатов наметилась тенденция к выполнению некоторыми контрольными функциями парламентариев по отношению к исполнительным органам, что отражает инерцию прошлых лет. Обязанности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы выглядят очень скромно - например, нет консолидации основной обязанности парламентария: посещать заседания своей палаты, которыми многие из них пользуются безопасно.