Православие в русской литературе XIX века

Статья посвящена развитию русской литературы во второй половине 19 века. Влиянию Православной культуры на творчество поэтов и писателей данного периода. Автор проводит анализ творчества некоторых писателей, приходя к выводу, что светская литература не утратила духовно-нравственного заряда и сохранила связь с церковными традициями
Author image
Iskander
Тип
Статья
Дата загрузки
24.11.2022
Объем файла
40 Кб
Количество страниц
9
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
280 руб.
350 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

В течение многих веков православие оказывало решающее влияние на формирование русского самосознания и русской культуры. В 17-18 веках культурная жизнь русского народы была сосредоточена вокруг Церкви. Формирование же светской культуры начинается в послепетровский период, когда формируется светская литература, поэзия, живопись и музыка. Развитие это достигает своего апогея в XIX веке.
Отделившись от Церкви, русская культура, однако, не утратила тот мощный духовно-нравственный заряд, который давало ей Православие, и до революции 17 года сохранила живую связь с церковной традицией. Русская литература учит православному воззрению на человека, устанавливает правильный взгляд на внутренний мир человека, определяет важнейшую особенность, характеризующую доброкачественность внутреннего бытия человека – смирение. В послереволюционные годы, когда доступ к православной духовности был закрыт, русские люди узнавали о вере, о Боге и Христе, Евангелии, о молитве через произведения Пушкина, Достоевского, Чайковского, Глинки и других гениев культуры.

 

Содержание не найдено

Литература:
1. Гуревич П. С. Человек и культурa. М.: «Дрофa», 1998 г.
2. Дунаев М. М. Православие и русская литература. — Изд. 2-е, испр., доп.— М.: Храм святой мученицы Татианы при МГУ, 2002. — Т. 1-5. — 768 с.
3. Культурология. Курс лекций под ред. А. А. Родугина. Изд. «Центр» М.:, 1998 г.
4. Марченко М., Шмелев И. С// Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь. М., 1997. 748 с.

 

«Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла…» - такое признание можно прочитать в последней записной тетради Ф. М. Достоевского.
Духовный путь Ф. М. Достоевского в чем-то повторяет путь многих его современников: воспитание в традиционном православном духе, отход от традиционной церковности в молодости, возвращение к ней в зрелости. Трагический жизненный путь Достоевского, приговоренного к смерти и помилованию, проведшего десять лет на каторге и в ссылке, отразился во всем его многообразном творчестве.
«Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» - именно в этих произведениях Достоевский развивает свои религиозные взгляды. В центре творчества писателя всегда стоит человеческая личность во всем ее многообразии и противоречивости.
Основная религиозно-нравственная идея, объединяющая все творчество Достоевского, заключена в словах Ивана Карамазова:

Похожие работы