Философские идеи Никколо Макиавелли
ВВЕДЕНИЕ
«И поныне, когда иностранец хочет сделать Италии комплимент, он называет ее родиной Данте и Савонаролы, а о Макиавелли умалчивает»,– с сожалением писал один из исследователей жизни и творчества Никколо Макиавелли (1469-1527).
Действительно, достаточно не много найдется в мировой истории и философии деятелей, оценки которых отличались бы такой противоречивостью. «Умалчивание» имени Макиавелли вовсе не связано с тем, что все относятся к нему однозначно отрицательно. Просто, «делая комплимент Италии», люди руководствуются принципом: «если сомневаешься, лучше промолчать».
Творчество Макиавелли вот уже пять веков анализируется и трактуется множеством исследователей разных поколений, однако единого мнения о нем до сих пор не сложилось. Так, «мы встречаемся с его осуждением у таких крупных мыслителей того времени [эпохи Возрождения. – А.А.Г.], как Жан Боден и Томмазо Кампанелла». Наряду с этим, чуть позднее, «Гегель одним из первых» заговорил «о несостоятельности критики Макиавелли». «В целом как представители германского историзма, так и историки либерально-католического направления в Италии (Каиту, Бальбо, Джоберти), которые главенствовали в XIX в., колебались между осуждением политического «имморализма» Макиавелли… и его оправданием как патриота и нравственной личности. Гениальным исключением из этого правила явился Де Санктис…». Именно его слова были процитированы в начале настоящей работы. Он рассматривал творчество Макиавелли в качестве продукта той эпохи, когда довелось жить выдающемуся мыслителю. Трактовка идей политика, философа и писателя, каковым был Н. Макиавелли, не представляется возможной в отрыве от исторической действительности, современником которой он был. Именно об этом впервые сказал Де Санктис.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Биографический очерк………………………………………...5
Глава 2. Мораль и нравственность…………………………………….6
Глава 3. Человек………………………………………………………….8
Глава Государство………………………………………………………..9
Глава 5. Религия…………………………………….11
Российская история по Макиавелли (вместо заключения)……..12
Литература……………………………….13
Литература
Макиавелли Н. Государь / Пер. Муравьевой Г. // Макиавелли Н. Государь: Сочинения. – М.-Харьков, 2003. – с. 47-122.
Макиавелли Н. Жизнь Каструччо Кастракани из Лукки / Пер. под ред. Дживелегова А. // Макиавелли Н. Государь: Сочинения. – М.-Харьков, 2003. – с. 19-46.
Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия / Пер. Хлодовского Р. // Макиавелли Н. Государь: Сочинения. – М.-Харьков, 2003. – с. 123-196.
Бердяев Н.А. // Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. – М., 1991. – с. 48-57.
Блюменкранц М. Макиавелли: уроки истории // Макиавелли Н. Государь: Сочинения. – М.-Харьков, 2003. – с. 3-4.. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. Учеб. пособие. – М., 1980. – 368 с.
Де Санктис Ф. Макиавелли / Пер. Добровольской Ю. // Макиавелли Н. Государь: Сочинения. – М.-Харьков, 2003. – с. 624-654.
Пивоев В.М. История философии: Учеб. пособие для гуманитарных факультетов. – СПб., 2002. – 352 с.
Юсим М.А. Этика Макиавелли. – М.,1990. – 158 с.
Юсим М.А. Этика Макиавелли. – М.,1990. – с. 49.
Де Санктис Ф. Макиавелли…– с.625.
Макиавелли Н. Государь. Перевод Муравьевой Г.// Макиавелли Н. Государь: Сочинения. – М.-Харьков,2003. – с. 49.
Юсим М.А. Этика Макиавелли. – М., 1990. – с. 35.
Юсим М.А. Этика… – с.49.
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980. – с. 142.
Де Санктис Ф. Макиавелли… – с. 626.
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980. – с. 143.
Пивоев В.М. История философии. – СПб., 2002. – с. 134.
Макиавелли Н. Государь… – с.97.
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980. – с. 148.
Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия // Макиавелли Н. Государь… – с. 128-129.
Де Санктис Ф. Макиавелли… – с. 633.
Цит по.: Мир философии. – Ч. 2. Человек. Общество. Культура. – М., 1991. – с. 51.
Юсим М.А. Этика Макиавелли. – М., 1990. – с. 77.
Макиавелли Н. Рассуждения…– с. 144. Там же. – с. 167.
Макиавелли Н. Государь… – с. 120.
Горфункель А.Х. Философия… – с.147.
Макиавелли Н. Жизнь Каструччо Кастракани из Луки / Пер. Дживелегова А. // Макиавелли Н. Государь: Сочинения… – с.21.
Рассуждая о формах правления, мыслитель пишет: «… отмечу, что некоторые авторы… утверждали, будто существует три вида государственного устройства, именуемые ими: Самодержавие, Аристократия и Народное правление… Другие же авторы, и, по мнению многих, более мудрые, считают, что имеется шесть форм правления – три очень скверных и три сами по себе хороших, но легко искажаемых и становящихся вследствие этого пагубными. Хорошие формы правления – суть три вышеназванных; дурные же – три остальных, от трех первых зависящие и настолько с ними родственные, что они легко переходят друг в друга: Самодержавие легко становится тираническим, аристократии с легкостью делаются олигархиями, Народное правление без труда превращается в разнузданность». Таким образом, мыслитель указывает на относительность классификации форм политического правления, на то, что, в зависимости от ситуации, они легко могут сменять друг друга. При этом чаще происходит регресс, чем прогресс. «Итак, – пишет автор «Рассуждений», – я утверждаю, что все названные формы губительны: три хороших по причине их кратковременности, а три дурных – из-за их злокачественности. Поэтому, зная об этом их недостатке, мудрые законодатели избегали каждой из них в отдельности и избирали такую, в которой они оказывались бы перемешанными, считая подобную форму правления более прочной и устойчивой, ибо, сосуществуя одновременно в одном и том же городе, Самодержавие, Оптиматы и Народное правление оглядываются друг на друга».