Психолого-педагогические аспекты отбора и подготовки юных спортсменов
Аннотация. На основании теоретического анализа литературных источников в статье проанализированы ориентировочные нормативы оценки физической подготовленности юных спортсменов, критерии контрольных испытаний, которые целесообразно применять в различных видах спорта на начальных этапах отбора. В данной статье освещены направления работы тренера и психолога при психолого-педагогическом сопровождении под¬готовки спортсменов.
Содержание не найдено
Список использованных источников
1. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры и спорта: учеб. пособие для института физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 285 с.
2. Губа, В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта / В.П. Губа, - М.: Советский спорт, 2008. - 245 с.
3. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов вузов физ. культуры / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2000. - 480 с
2 Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Советский спорт, 2006. - 296 с.
3 Алексеев, А.В. Преодолеть себя! / А.В. Алексеев. 4-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 280 с.
6. Багадирова, С. К., Спортивная психология / С.К.Багадирова, - М.: Directmedia, 2014.
7. Киселев, Ю.Я. Психическая готовность спортсмена: пути и средства достижения / Ю.Я. Киселев. - М.: Советский спорт, 2009. - 276 с.
Как видно из данных таблицы, значимость применяемых методов психологи¬ческого обеспечения различна на этапах многолетней подготовки. Психологической особенностью этих этапов является несформированность психологической структу¬ры спортивной деятельности, мотивации, появление причин окончания занятий спортом. В связи с этим возникают задачи этапов многолетней подготовки, кото¬рые направлены на формирование мотивационной структуры личности (воспита¬ние спортсмена); спортивно-важных качеств личности, (целеустремленность, реши¬тельность, волевые качества и т.д.); механизмов психорегуляции двигательных дей¬ствий; высокое развитие значимых для конкретного вида спорта интеллектуальных качеств. В эти периоды должны регулярно проводиться диагностика и развитие психологических предпосылок помехоустойчивости (к стрессам, тренировочным нагрузкам), развитие такого качества, как соревновательная надежность спортсме¬на. Большое внимание должно уделяться профилактике дисгармоний личностного развития - работе над прочностью усвоения нравственных норм и ценностей [7, 9].
Психолого-педагогическое обеспечение этапа начальной и углубленной специализации заключается в мобилизации резервов психики спортсмена для достижения высокой эффективности тренировочного процесса, и, в конечном итоге, результативности соревновательной деятельности.