Проблема смысла жизни подростков как объект психолого-педагогической и философской рефлексии
Проблема смысла жизни является вечной. Множество мыслителей различных эпох отражали свое понимание смысла человеческого бытия. Сегодня, в условиях социальной динамической реальности, данная проблема является особенно актуальной. Современные быстро меняющиеся реалии предъявляют к личности множество требований. Человеку необходимо обладать критическим мышлением, мобильностью, креативностью, сформированным ценностно-смысловым аппаратом для того, чтобы реализовать себя в мире. Отсутствие данных качеств приведет к тому, что личность не только не сможет критически осмысливать огромный поток информации, характерный для современного информационного общества, и быстро подстраиваться под меняющиеся условия, но и к потери своего «Я». Таким образом, смысл жизни – «это “буферный механизм”, не допускающий одностороннего подчинения «внешнему» и вместе с тем препятствующий превращению человека в раба собственных потребностей и влечений». [12, 146]
Содержание не найдено
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л. С. Соб. соч.: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
2. Горелов А. А. Основы философии : учебник для студ. – 15-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2010. – 256 с.
3. Дедюлина М. А. Этика. Таганрог.: ТРТУ, 2005. 200 с.
4. Клишина В. С. Смысл жизни как проблема социологии личности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 5-1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smysl-zhizni-kak-problema-sotsiologii-lichnosti/viewer (дата обращения 10.05.21).
5. Кон И.С. Психология юношеского возраста: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1976. – 175 с.
6. Кохановский В. П. Философия: учебник для вузов. – М.: КноРус, 2016. –368 с.
7. Маркс К. Размышления юноши при выборе профессии // Бушканец М.Г. Леухин Б.Д. Хрестоматия по педагогике. – М.: Просвещение, 1976. – С. 29-34.
8. Названы российские регионы с наибольшим числом обращений по проблемам детского суицида // Известия: газета. – 2020. – 10 сентября. –URL: https://iz.ru/1059141/2020-09-10/nazvany-rossiiskie-regiony-s-naibolshim-chislom-obrashchenii-po-problemam-detskogo-suitcida (дата обращения: 29.03.2022)
9. Пирогов Н. И. Сочинения в 2-х тт. Т.2. Труды по клинической хирургии. (1837-1839) / Сост. А. М. Геселевич. – СПБ., 1987. – 623 с.
10. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. М.:Педагогика, Т. 3, 1981. 640 с.
11. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М: Педагогика, 1990. – 288 с.
12. Ульянова И. В. Феномен «Смысл жизни» в образовательном процессе // Северо-Кавказский педагогический вестник. – 2012. – № 3. – С. 146-149. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-smysl-zhizni-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения 28.03.2022)
13. Франкл В. Сказать жизни «да». Психолог в концлагере / В. Франкл; [пер. с нем. Д.Ш. Орловой, Д.А. Леонтьева]. – М.: Смысл 2004. – 173 с.
14. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990
Обратим внимание на то, что современная гуманистическая образовательная парадигма поставила в приоритет личность, наделенную правами и свободой. «В педагогике это означает: я свободен в выборе пути своего развития, и лишь я ответствен за свой выбор» [15, 2]. Это подчеркивает необходимость свободного поиска личности.
Отметим, что проблема смысложизненного самоопределения особенно актуальна для подростков. Как отмечают отечественные и зарубежные психологи, пик поисковой активности личности приходится на старший подростковый возраст, что определяет смысл жизни как фундаментальную потребность данного периода (Л.И. Божович, Г.А. Вайзер, Л.С. Выготский, И. Кон, В. Франкл, В.Э. Чудновский и другие).
Так, например, отечественный психолог Л.С. Выготский утверждает, что в старшем подростковом возрасте происходит овладение внутренним миром, возникновение жизненного плана, осознание своего «Я». Именно в этом возрасте создается фундамент