Павел Николаевич Милюков в эмиграции
Актуальность выбранной темы объясняется тем, какой вклад внес активный политический деятель, археолог и публицист Павел Николаевич Милюков в период эмиграции. Милюков за годы своей жизни был не только признанный лидер влиятельной политической партии России, известным ученым, создавшим оригинальную идею русской истории, но и человеком, который не утратил этих качеств политического и интеллектуального русского либерализма.
Российская политическая эмиграция на протяжении 20-30-х годов затронула все слои общества и нанесла удар по политической культуре населения, а также постоянно следила за событиями, происходившими в России и в странах-реципиентах, участвуя в партийных программах для уточнения социальных прогнозов.
Список литературы:
Милюков П. Н. Памяти В. А. Мякотина // Новая Россия. 1937. №3.
Милюков П. Н. Республика или монархия? Париж: Республиканско-демократическое объединение, 1929. 32 с.
Милюков П. Н. Россия на переломе. В 2-х тт. Т. 2. Антибольшевистские движения. Париж: [б.и.], 1927. 281 с.
Милюков П. Н. Сборник материалов по чествованию его семидесятилетию. 1859–1929 / под. ред. С. А. Смирнова и др. Париж: [б.и.], 1929. 358 с.
Милюков П. Н. Эмиграция на перепутье. Париж: [б.и.], 1926.
Протоколы заграничных групп конституционно-демократической партии. Май 1920 – июнь 1921 г. Т.4. М.: РОССПЭН,1996. 544 с.
Струве П. Б. Дневник политика. Москва: Русский путь, 2004. 872 с.
Струве П. Б. Дневник политика // Возрождение. 1926. 14 августа.
Струве П. Б. Дневник политика. // Возрождение. 1926. 29 августа.
По существу, Милюков предложил выявить то конструктивное, что было в большевистской революции, несмотря на всю уродливость ее форм и примитивность проявлений, изучить «зародыши» последующих возможных трансформаций при альтернативном варианте развития.
Данное высказывание несло в себе новации как в тактическом, так и в концептуальном плане. Новый тактический курс в своей действительности столкнулся с непониманием, и в каком-то смысле с агрессией со стороны эмиграции.
Отдельное внимание хотелось бы уделить оценкам современников нравственного потенциала курса Милюкова. По словам, написанным А. М. Кулишером, в условиях, когда с социологической точки зрения в обоих лагерях – «в победоносном красном и побежденном белом» дошло до полной «милитаризации психологии», облечения духа человеч