Песенные традиции казачества: история и современность
Введение
Культура народа является частью его истории. Её становление, дальнейшее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление хозяйства страны, государственности, политической и духовной жизни общества.
Формирование культуры − длительный процесс, в ходе которого из поколения в поколение передаются стереотипы деятельности, поведения и общения людей. В понимание культуры входит всё созданное умом, талантом народа, тем, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу и человеческие отношения.
Главной идеей обращения к традиционной музыкальной культуре казаков культуре явилось стремление донести до современного слушателя её подлинный смысл и самобытность. Интерес к народному творчеству в его подлинном виде был характерен для всех республик Советского Союза, многих стран мира. В Москве, Ленинграде, Свердловске, Новосибирске, других крупных городах создавались молодежные фольклорные ансамбли.
Содержание
Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Культурно-исторические предпосылки возникновения казачества
1.1. Исторические сведения о происхождения казаков.....................................5
1.2. Культура и быт казачества на территориях их проживания……………16
Глава 2. Фольклор и песенные традиции казачества
2.1. Аутентичная песенная полижанровость казаков………………………..24
2.2. Современная традиционная музыкальная культура казачества………..28
Заключение..........................................................................................................43
Список использованных источников…………………………………………46
Приложения.........................................................................................................48
Список использованной литературы
1. Балакирев М.А. Русские народные песни для голоса с фортепиано / редакция, предисловие, исследование и примечания профессора Е.В. Гиппиуса. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1957.
2. Белецкая Е.М. Казачество в народном творчестве и в русской литературе XIX века: монография. – Тверь: Золотая буква, 2004. – 252 с.
3. Губенко О.В. Терское казачье войско в XV-XXI вв.: влияние государства на социально-экономические аспекты казачьей жизни. – Ессентуки: Издательский дом, 2007. – 240 с.
4.Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.
5.Жуланова Н.И. Молодежное фольклорное движение. Самодеятельное художественное творчество в СССР // Очерки истории. Конец 1950-х - начало 1990-х гг. – СПб.: Дм. Буланин, 1999. – С. 107-133.
6. Заседателева Л.Б. Терские казаки (середина XVI - нач. ХХ в.). Историко-этнографические очерки. – М.: Изд. Моск. универс., 1974. – 423 с.
7. Культура места [Текст]// Куклы в народных костюмах. – 2012. – №22. – С. 20-23.
8. Колесников В.А. Историография Хоперского Казачьего полка: от генерала И.Л. Дебу до отставного хорунжего П.Л. Юдина // Кубанский сборник: сборник научных статей по истории края / под редакцией О.В. Матвеева. – Краснодар: Книга, 2006. – С. 32-57.
9.Мовчан, А. С. Казаки [Текст]: быт и традиции / А. С. Мовчан. – Ростов н/Д: Гефест, 2011. – 159 с.
10.Народное творчество [Текст]: Личность. Искусство. Время // Народное Творчество. – 2014. – №3. – С. 34-36.
11. Неписанные законы [Текст]// Куклы в народных костюмах. - 2013. - №46. - С. 20-23. - (Культура места).
12. Попко И.Ф. Терские казаки с стародавних времен: Гребенское войско. Нальчик.– Эльфа, 2001.
13.Потто В.А. Два века терского казачества. Т. 1, 2. – Владикавказ, 1912.
14.Путилов Б.Н. Русский и южнославянский героический эпос: Сравнительно-типологическое исследование. – М., 1971. – 315 с.
15. Русские. [Текст]: Народы и культуры. – Москва: Наук
Форменная одежда донских казаков с синими фуражками и штанами, при красном околыше и лампасах сохранилась у советских милиционеров.
Известен также казачий танец казачок и казачьи песни, которые делились на походные мажорные и поминальные застольные. Например, «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон», «Чёрный ворон», «Ой, то не вечер», «Не для меня придёт весна».
Во время войсковых праздников казачья молодежь устраивала состязания Шермиции. Во время общих собраний устраивались молебны под предводительством полкового священника. Также местом общего сбора казаков из разных станиц могла быть ярмарка. Первые казаки находились на реке Яик в конце XV- в начале XVI вв. Основным занятием были рыболовство, добыча соли.
Казачьи поселения обычно назывались станицами. В Сибири укрепленные станицы назывались острогами. Станицы дунайских казаков насчитывали до 1 тыс. казаков.