Особенности редакторской подготовки научно-популярного издания для детей (на примере издания п. Волцит «почему идет дождь?»)
ВВЕДЕНИЕ
Предметом детской литературы можно считать знания и представления об окружающей действительности (о человеке, о мире, о природе, об искусстве и т.п.), изображенные в форме, доступной детскому восприятию. Однако это определение нуждается в уточнении, так как знания о мире, отраженные в детской литературе, должны иметь особый характер и учитывать специфику читателя.
Однако для того, чтобы ребенок охотно обращался к книге, ее содержание должно увлечь читателя. Поэтому, при созданий произведений научно-популярной литературы необходимо учитывать специфику интереса детей, который оказывает влияние на предмет содержания. Кроме того, следует иметь в виду, что ребенок постоянно развивается под воздействием внешних условий. Этот момент связывал с особенностями детской литературы В.Г. Белинский. Он писал: «Раннее детство - это беспрерывное формирование, делание, становление полным человеком для полного наслаждения и обладания силами своего духа как средствами к разумному счастию»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Научно-популярные издания для детей: редакторский аспект 7
1.1 Читательский адрес научно-популярных изданий для детей 7
1.2 Целевое назначение и характер информации научно-популярных
изданий для детей 11
1.3 Работа редактора над структурой и языком научно-популярных
изданий для детей 14
1.4 Особенности оформления научно-популярных изданий для детей 19
2 Работа редактора над научно-полярным изданием для детей
П. Волцит «Почему идет дождь?» 25
2.1 Типологическая характеристика и концептуальные особенности
издания П. Волцит «Почему идет дождь?» 25
2.2 Работа редактора над структурой и аппаратом издания
П. Волцит «Почему идет дождь?» 28
2.3 Работа с фактическим материалом научно-популярного издания
для детей П. Волцит «Почему идет дождь?» 35
2.4 Внешнее и внутреннее оформление издания П. Волцит
«Почему идет дождь?») 39
2.5 Оптимизация издания П. Волцит «Почему идет дождь?» 42
Заключение 46
Список использованных источников 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абрамова Г.С. Возрастная психология : учебное пособие для вузов. / Г.С.Абрамова. – М.: Академический проект, 2000 , - 217 с.
Акопов А. И. Общий курс издательского дела : учеб. пособ. для студентов-журналистов / А. И. Акопов ; под ред. проф. В. В, Тулупова. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004 г. – 218 с.
Антонова С. Г. Редактирование : общий курс : учеб. для вузов / С. Г. Антонова, В. И. Соловьев, К. Т. Ямчук. – М : Изд-во МГУП, 1999. – 256 с.
Барыкин В. Е. Культура книги / В. Е. Барыкин // Книга : энциклопедия. – М., 1999. – 354 с.
Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. – М., «Советская энциклопедия», 1971 г. . – Режим доступа : http://bse.sci-lib.com/
Гиленсон П. Г. Справочник технического редактора / П.Г. Гиленсон . – М. : Книга, 1972. – 312 с.
ГОСТ 7.86–2003 Издание. Общие требования к издательской аннотации. [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://www.gostrf.com/standart/Pages_gost/5844.htm
ГОСТ 7.60–2003 Издания. Основные виды. Термины и определения. [Электронный ресурс] . – Режим доступа : http://www.gostrf.com/Basesdoc/42/42116/index.htm
Грузин Ю.В., Климов А.А., Лагунова Т.И., Сиротенко А.И. Я познаю мир: иллюстрированная энциклопедия для детей / Ю.В. Грузин, А.А. Климов, Т.И. Лагунова, А.И.Сиротенко. – Харьков : Веста : Ранок, 2008. - 416 с. – (Я познаю мир).
Добкин С. Ф. Оформление книги. Редактору и автору. [Электронный ресурс] / С. Ф. Добкин. – М. : Книга, 1985 . - Режим доступа : http://obzor.com.ua/dtp/book-design/
Дубравина И.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие / И.В. Дубравина . – М. : Академия, 2002 . - 330 с.
Жарков В. М. Экономика и организация издательского дела : краткий курс / В. М. Жарков, Б. А. Кузнецов, И. Н. Чистова. – М. :, Изд- во МГУП, 2002. – 73 с.
Зелинская Н. В. Теоретические основы работы редактора над литературной формой произведения ( литературная обработка текста) / Н. В. Зелинская. – К. : УМК ВО, 1989. – 564 с.
Калинин
Авторы и редакторы детских научно-популярных книг должны хорошо знать содержание программы и опираться на интересы и возрастное развитие ребенка, можно в одном случае углубить те понятия, которые уже усвоены дошкольником в процессе изучения, в другом — развить и дополнить.
Редактируюя детские научно-популярные издания необходимо учесть степень подготовленности читателей — учащихся к восприятию того, о чем пишут. Помимо общеобразовательных и воспитательных задач, содержание научно-популярных книг определяется возрастными особенностями ребенка. Одно из важнейших условий: редактор должен ясно представлять своего собеседника, для которого он пишет, к кому обращается, с кем разговаривает.
Редактирование научно-популярной литературы для детей, несмотря на меньшую сложность текста, является более сложной задачей, чем подготовка аналогичных изданий для взрослого читателя. Для этого следует учесть все г