Стратегии инновационных компаний
Введение
В настоящее время одним из ключевых условий успешной и эффективной деятельности предприятия становится долгосрочное планирование деятельности, разработка стратегии развития и ее применение на практике. Реализация стратегического управления и планирования в организации способствует экономическому росту хозяйствующих субъектов, позволяет получить четкое представление о целях предприятия и способах их достижения, облегчить процесс тактического и оперативного управления организацией.
Наряду с этим, в последние годы в условиях жесткой конкуренции на одно из первых мест выходит проблема реализации инновационного развития предприятия. Разработка и внедрение стратегии инновационного развития на предприятии обуславливает получение устойчивого конкурентного преимущества, повышает возможность адаптации организации к колебаниям и изменениям среды, в которой она функционирует.
Содержание
Введение………………………………………………………………. 3
1 Роль стратегического менеджмента в управлении организацией 6
1.1 Понятие и сущность стратегии инновационного развития……… 6
1.2 Виды стратегий инновационного развития и их характеристика 7
1.3 Особенности разработки стратегии инновационного развития для предприятий сферы услуг………………………………………… 12
2 Практические вопросы стратегии инновационного развития предприятия……………………………………………………………. 18
2.1 Обоснование выбора стратегии инновационного развития предприятия……………………………………………………………. 18
Заключение…………………………………………………………….. 22
Библиографический список…………………………………………… 24
Библиографический список
1. Аппанова Ю.Э. Исследование степени востребованности и удовлетворенности качеством консалтинговых услуг / Ю.Э. Аппанова // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. – 2015. – № 6(38). – С. 65–70.
2. Ассель Г. Маркетинг: принципы и стратегия / Г. Ассель. – М.: ИНФРА–М, 2015. – 804 c.
3. Баталов А.М. Разработка концепции стратегии развития среднего и малого предприятия инструментарий для практика / А.М. Баталов // Стратегический менеджмент. – 2014. – № 2. – С. 116–126.
4. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: учебное пособие для вузов / П.П. Кукин и др. – 5-е изд., стер. – М.: Высшая школа, 2009. – 335 с.
5. Бизнес-тренинги в Томске [Электронный ресурс]. – URL: http://asktel.ru/tomsk/biznes_treningi_razvitiya_prodazham/ (дата обращения: 02.05.2019).
6. Брагина Е.В. Особенности инновационного процесса в организации сферы услуг / Е.В. Брагина // Проблемы экономики и менеджмента. – 2016. – № 1(53). – С. 39-43.
7. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учеб. / О.С. Виханский – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарика, 2016. – 296 с.
8. Галяутдинов Р.Р. Матрица БКГ: что такое, как построить и проанализировать [Электронный ресурс] / Р.Р. Галяутдинов // Сайт преподавателя экономики. – URL: http://galyautdinov.ru/post/matrica-bkg (дата обращения: 20.05.2019).
9. Голубков Е.П. Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации [Электронный ресурс] / Е.П. Голубков. – URL: http://www.cfin.ru/press/ marketing/2000-3/1 l.shtml (дата обращения: 20.04.2019).
10. Горская Ю.А. Формирование инновационной политики и стратегии предприятий розничной торговли: автореферат дис. кандидата экономических наук: защищена 08.00.05 / Ю.А. Горская. – Саратов, 2013. – 24 с.
11. Здания и сооружения. Методы измерения освещенности (с Поправкой): ГОСТ 24940-96. – Введ. 1997–01–01. – М.: Стандартинформ, 2016. – 24 с.
12. Иванов М. А. Руководство по маркетингу консалтинговых услуг / М. А. Иванов. – М.: Альпина Паблишер, 2003. – 139 с.
13. Ильенкова, С. Д. Инновационный менеджмент / С. Д. Ильенкова. – М.: МЭСИ, 2007. – 422 с.
14. Инновационная деятельность в РФ / Сборник инф. -стат. мат. – М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2016. – 63 с.
15. Информационный портал по ОКВЭД [Электронный ресурс]. – URL: https://оквэд.рф (дата обращения: 12.05.2019).
16. Исрафилов Н.Т. Российский современный консалтинг: решение проблем [Электронный ресурс] / Н.Т. Исрафилов, А.Н. Гарявин, С.М. Кецян // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2016. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-sovremennyy-konsalting- reshenie-problem (дата обращения: 02.05.2019).
17. Исследование основных бизнес-показателей малого и среднего бизнеса от R:TA и команды системы сквозной бизнес-аналитики Roistat [Электронный ресурс]. – URL: https://www.searchengines.ru/klyuchevye-biznes- pokazateli.html (дата обращения: 03.05.2019).
18. Карвицкая Г.В. Взаимодействие с клиентами: теория и практика маркетинговой деятельности / Г.В. Кравицкая // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. – 2013. – № 1(38). – С. 285– 293.
19. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф. Котлер, Г.
Амстронг. – М.: Изд-во Вильямс, 2012. – 199 с.
20. Макарова Ж.А. Анализ рынка консультационных услуг Сибирского федерального округа [Электронный ресурс] / Ж.А. Макарова // Молодой ученый. – 2013. – № 9. – С. 213–216. – URL: https://moluch.ru/archive/56/7682/ (дата обращения: 10.05.2019).
21. Минцберг Г. Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Г. Минцберг. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 355 c.
22. Мрочковский Н.С. Бизнес-консалтинг как вид интеллектуального предпринимательства и современные направления его развития [Электронный ресурс] / Н.С. Мрочковский // Экономика и экологический менеджмент. – 2018. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/biznes-konsalting-kak-vid- intellektualnogo-predprinimatelstva-i-sovremennye-napravleniya-ego-razvitiya (дата обращения: 03.05.2019).
23. Назаренко О.Б. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / О.Б. Назаренко, Ю.А. Амелькович // Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ). – 3-е изд., перераб. и доп. – Томск: Изд-во ТПУ, 2013. – 177 с.
24. Нестеренкова О.А. Маркетинговые технологии продвижения консалтинговых услуг с учетом введения отраслевой сегментации [Электронный ресурс] / О.А. Нестеренкова // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. – 2015. – № 11. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketingovye-tehnologii-prodvizheniya- konsaltingovyh-uslug-s-uchetom-vvedeniya-otraslevoy-segmentatsii (дата обращения: 03.05.2019).
25. Носкова Н.А. Инновационная деятельность в сфере услуг / Н.А. Носкова // Современные научные исследования и инновации. – 2012. – № 6. – С. 10–14.
26. Оборудование производственное. Общие требования безопасности к рабочим местам: ГОСТ 12.2.061-81 ССБТ. – Введ. 1982–07–
01. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2002. – 4 с.
27. Пискаев В.В. Стратегическое планирование [Электронный ресурс] / В.В. Пискаев. – URL: http://www.alteks.ru/services/strategic_planning (дата обращения: 03.05.2019).
28. Поделинская И.А. Стратегическое планирование / И.А. Поделинская, М.В. Бянкин. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ. – 2015. – 496 с.
29. Портер М. Конкуренция / М. Портер. – М.: ИД «Вильямс», 2005. –195 с.
На основе полученных данных можно приступать ко второму этапу, где определяется направление, в котором будет идти инновационное развитие, а также цели для выбора стратегии. Выбор одного из альтернативных сценариев развития и есть выбор стратегии инновационного развития. После этого разрабатывается план мероприятий по реализации выбранной стратегии. Следует отметить, что на сегодняшний день существует достаточно большое количество подходов и инструментов для формирования стратегии развития предприятия. Анализ непосредственного окружения предприятия направлен на изучение факторов внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. Такое взаимодействие позволят формировать новые возможности и предотвращать угрозы для компании. При анализе среды предприятия используется SWOT-анализ, определение жизненного цикла отрасли, выявление конкурентов.
Анализ конкурентоспособности является одним из ключевых аспектов при проведении маркетингового исследования, поскольку в условиях конкурентной борьбы важно понимать в какое направление должна двигаться деятельность компании, на что нужно обратить большее внимание, так как представляется невозможным разработать полноценную и рациональную стратегию без глубокого понимания характера конкуренции в отрасли. М. Портер характеризует состояние конкуренции в отрасли, выделяя пять конкурентных сил: конкуренты, поставщики, производители продукта- заменителя, покупатели, потенциальные конкуренты. Для получения более точной картины, после анализа пяти сил конкуренции необходимо использовать анализ с использованием бальных оценок.