Философия права эпохи Просвещения
Введение
Семнадцатое — восемнадцатое столетия — это эпоха выдающихся достижений философии, науки и культуры в Западной Европе. Новое время открывает новую эпоху в историческом: развитии европейской экономики и права. Возникает насущная необходимость в территориально масштабных государствах, имеющих возможность обеспечить функционирование не только внутренних, но и международных связей (экономических, политических, культурных и т. п.).
Идейный и интеллектуальный настрой рассматриваемой эпохи, как известно, концентрировался вокруг идеи универсального. Это относится и к правоведению, поэтому естественно воспринимаются такие интеллектуальные продукты, как универсальное право и гражданская философия в качестве учения о государстве и природе права. Основой универсального права стала признаваться философия, а не римское право.
Содержание
Введение…………………………………………………………………… 3
1. Юридические взгляды Гуго Гроция …………………………………… 4
2. Философские и правовые идеи Т.Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Г. Лейбнца………………….. 6
3. Учение Шарля де Монтескье………………………………………………14
4. Идеи Ж.-Ж.Руссо……………………………………………………. 17
Заключение…………………………………………………………………. 19
Список использованной литературы……………………………………… 20
Список используемой литературы
1. Алексеев П.В. История философии: Учебник. – М.: Проспект, 2013. – 240 c.
2. Волкогонова О.Д. Основы философии: Учебник / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 480 c. 3. Гриненко Г.В. История философии: Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012. – 687 c.
3. Длугач Т.Б. Жан-Жак Руссо: философ и писатель // Ценности и смыслы. – 2012. – №4. – С. 36-42. 5. Зимарева Ю. Философия Вольтера // Антропологические измерения философских исследований. – 2013. – №4. – С. 100-106.
4. Кирюхин Д.И. Понимание справедливости Д. Локком // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2013. – №4. – С. 82-88.
5. Козлова О.В. История философии: вводный курс: Учебное пособие / О.В. Козлова, Т.К. Красных. – М.: Флинта, Наука, 2013. – 152 c.
6. Лешкевич Т.Г. Основы философии: Учебное пособие / Т.Г. Лешкевич, О.В. Катаева. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 315 c.
7. Монтескье Ш. Избранные произведения. — М,, 1955. - С. 61-79.
8. Нижников С.А. История философии: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 336 c.
9. Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. – М: Книга по требованию, 2013. – 216 с.
10. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре // Избр. произведения. — М, 1969. - С, 78-97.
11. Сычев А.А. Основы философии: Учебное пособие. – М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 368 c.
12. Федотова Е. Век Просвещения. Диалог философии и искусства. – М.: Воскресный день, 2013. – 384 с.
13. Философия права: Учебное пособие / Отв. ред.: Н.Н. Черногор, О.Ю. Рыбаков; Ин-т законодат. и сравнит. правоведения при Правительстве РФ. – М.: Статут, 2018.
Если Монтескье сформулировал и выдвинул идею представительского правления, то другой французский философ и просветитель Жан-Жак Руссо (1712-1778) пошел дальше, открыто заговорив о суверенитете народа, о верховенстве власти народа . Как упоминалось выше, теории общественного договора XVII века активно проходят через призму концепций гражданского общества в XVIII веке. Дальнейшее развитие этого направления социальной науки находит свое выражение в работе Ж.-Ж.Руссо «Об общественном договоре» (1762). Руссо считает, что институт частной собственности как результат развития земледелия привел к распределению общества на бедных и богатых и к борьбе противоположных интересов. Тогда и возникает государство как инструмент укрепления господствующего положения богатых. Узаконивая экономическое неравенство, государство дополняет его неравенством политическим благодаря разделению общества на тех, кто управляет, и на тех, кем управляют.
По мнению Руссо, люди образуют государство на основе общего соглашения (договора), но недобровольно, а вынужденно, поскольку такой договор навязывается бедному меньшинству богатым большинством . В результате богатое большинство (властные элементы) может навязывать всему обществу свое понимание правды и свое понимание прав. Общественный договор, в результате которого возникает государство, не разрушает естественного равенства, а лишь заменяет его морально-правовым равенством граждан перед законом.