Готовность регионов к цифровой экономике
Введение
Преобразующее влияние цифровизации затрагивает практически все слои общества. Кроме того, цифровизацию можно рассматривать как глобальный вызов для развития территориальных социально-экономических систем. Активное развитие социально-экономической сферы на основе цифровых технологий привело к появлению нового этапа в эволюции территориальных социально-экономических систем - цифровой экономики. Повсеместное использование цифровых технологий сегодня связано с надеждами на экономический рост и решение социальных проблем. Но Россия находится только в начале этого этапа. По доле интернет-пользователей среди взрослого населения, проникновению мобильной телефонии и другим показателям информационной инфраструктуры наша страна сильно отстает от стран, лидирующих по цифровизации. Использование цифровых технологий в ключевых сферах деятельности находится на начальной стадии: применение концепции электронного правительства, развитие электронного бизнеса, использование цифровых технологий в образовании и здравоохранении и т.д.
Цифровая экономика России сильно отстает от США, Китая, Европы, Кореи и Японии. По данным Госкомстата, 77% от общего количества домохозяйств в России имеют доступ к Интернету (например, 99% в Республике Корея и Японии). 65% взрослых в России используют мобильные телефоны (смартфоны) для выхода в Интернет вне дома или на работе, тогда как в Республике Корея этот показатель составляет 96%. В России только 42% взрослых пользователей Интернета отправляют или получают электронную почту. Для сравнения: 94% в Финляндии и Швеции, 93% в Чехии и 92% в Великобритании и Германии.
Содержание
Введение 3
1. Основные положения государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» 5
2. Готовность регионов к цифровой экономике 9
Заключение 12
Список литературы 14
Список литературы
1. Бакуменко Л.П., Костромина Е.В. (2018). Статистический анализ готовности регионов к участию в цифровой экономике // Статистика в цифровой экономике: обучение и использование: материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 1-2 февраля 2018 г. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет. С. 18-20.
2. Башина О.Э., Давлетшина Л.А., Мамаева Н.В., Федосеев А.И. (2018). Информационное общество и дальнейшее развитие современного статистического образования // Вестник кафедры статистики Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. Статистические исследования социально-экономического развития России и перспективы устойчивого роста: материалы и доклады / под общ. ред. Н. А. Садовниковой. Москва, 21-25 мая 2018 г. М.: Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова. С. 341-344.
3. Екимова К.В., Лукьянов С.А., Смирнов Е.Н. [и др.] (2019). Цифровая экономика и искусственный интеллект: новые вызовы современной мировой экономики: коллективная монография / отв. ред.: К.В. Екимова, С.А. Лукьянов, Е.Н. Смирнов. М.: Издательский дом ГУУ. 180 c.
4. Кузнецов Н.В., Лесных Ю.Г., Прохорова Т.А. (2020). Цифровизация экономики: Россия на пути к технологическому первенству // E-Management. Т. 3, № 3. С. 45-52.
5. Кузнецов Н.В., Хабиб М.Д. (2020). Анализ развития системы мониторинга цифровизации экономики // E-management. Т. 3, № 1. С. 86-98.
6. Нагорный Д.А. (2019). Проблемы и перспективы развития цифровой экономики в России // Инновации и инвестиции. № 11. С. 29-33.
7. Смирнов Е.Н. (2017). Цифровизация и цифровая трансформация мировой экономики: тенденции, ограничения и возможности // Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Революция в управлении: новая цифровая экономика или новый мир машин: материалы 1-й Международной научно-практической конференции. Москва, 4-5 декабря 2017 г. Вып. 1. М.: Издательский дом ГУУ. С. 226-233.
8. Теплякова М.Ю., Хабиб М.Д. (2020). Исследование развития цифровой экономики: региональный аспект // Вестник университета. № 4. С. 137-143.
Проблема цифрового неравенства между регионами России, между городским и сельским населением, между богатыми и бедными явно проявляется в контексте пандемий. Не все ученики и студенты имеют равные возможности для электронного и дистанционного обучения, что, безусловно, повлияет на их участие в образовательном процессе в краткосрочной перспективе.
Для преодоления цифрового разрыва, а так же использования положительных аспектов цифровизации необходимы дополнительные меры в рамках Национального плана цифровой экономики, в том числе меры по преодолению цифрового разрыва между российскими регионами и муниципалитетами, что может усилить положительное влияние использование инструментов дистанционного и электронного обучения в условиях глобальных пандемий, таких как коронавирус.