Формационный и цивилизационный подходы к истории
Вопрос использования цивилизационного подхода к изучению исторического процесса и преподаванию его в высших учебных заведениях и общеобразовательных школах современной историографии практически неисследован. Связано это с тем, что цивилизационный подход, несмотря на продолжительное время развития в западной исторической науке, в историографии ученые начали использовать только в начале 90-х годов ХХ века. Поэтому для отечественных историков он и сегодня остается относительно новым методологическим направлением. В этой связи, только отдельные ученые стремятся понять цивилизационный подход к истории и его значение для исторической науки. К сожалению, и среди них есть ученые, которые, изучая цивилизационный подход, берутся за обоснование либо европейской сущности, либо восточнославянской
Содержание не найдено
ЛИТЕРАТУРА
1. Михальченко Н. Украинская региональная цивилизация: прошлое, настоящее, будущее. Монография. – К.: ИПиЭНИ имени И.Ф. Кураса НАН Украины, 2013. – 340 с.
2. Горєлов М.Є., Моця О.П., Рафальський О.О. Цивілізаційна історія України. (Нариси). – К.: ТОВ УВПК "ЕксОб", 2006. – 632 с.
3. Философия истории. Под ред. Панарина А.С. – М.: Гардарикик, 1999. – 432. – С. 294.
4. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. — М.: ИЦ «Древнее и современное», 2002. — 550 с.
5. Морган Л. Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. — Л., 1935. – 386 с. http://www.pseudology.org/Sex/MorganLG_ DrevneeObshestvo2.pdf.
6. Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. — М.: Политиздат, 1986, — 639 с. Сочинения К. Маркса и Ф. Энгельса, изд. 2, т. 21, с. 28-178.
7. К. Маркс. Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании. Сентябрь - ноябрь 1844 г. Здесь публикуется по кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе. т. 2, сс. 3 - 230.http://www.rummuseum.ru/portal/ node/2640.
8. Цивилизационные модели совре- менности и их исторические корни / [Ю. Н. Пахомов, С. Б. Крымский, Ю. В. Павленко и др.]; НАН Украина под ред. Ю. Н. Пахомова. - К.: Наук. думка, 2002. - 632 с.
9. Цивилизационные модели современности и их исторические корни / [Ю. Н. Пахомов, С. Б. Крымский, Ю. В. Павленко и др.]; НАН Украина под ред. Ю. Н. Пахомова. - К.: Наук. думка, 2002. - 632 с.
10. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление/Отв. ред. А.Л. Яншин. –– М.: Наука, 1991. – 270 с.
Какие только названия для них не придумывают: материнские, локальные, региональные и другие. И каждый люд, либо как отмечал в собственных трудах узнаваемый российский ученый М.Я. Данилевский – культурно-исторические типы претендует называться цивилизацией [4, с. 58–61]. В этом контексте следует попытаться понять, что же такое цивилизация и почему ученые идентифицируют ее с культурой, культурно-историческим типом.
Цивилизационный подход основан на ключевом понятии «цивилизация», трактуемом по-разному.
По мнению известного немецкого философа Освальда Шпенглера, цивилизация – это определенная стадия в развитии локальных культур. История человечества представлена в ней как история восьми культурно-исторических типов (цивилизаций), каждый из которых растет на основе собственного образа переживания жизни, полностью замкнут и лишен каких-либо возможностей культурной преемственности. Он сравнил развитие