Роль ТРИЗ-технологии в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста
Одной из технологий, которые могут быть использованы педагогами в ходе развития творческих способностей детей дошкольного возраста, является педагогическая технология, основанная на ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Данная технология развивает у детей системное мышление и творческое воображение, обеспечивает умение работать с любыми информационными потоками, систематизировать, классифицировать и преобразовывать объекты и явления окружающей действительности, решать проблемы.
Содержание не найдено
Литература:
1. Айджанова, Д., Инновационная технология «StepbyStep» дошкольных учреждениях Казахстана / Д. Айджанова, С. Бейсенбаева [и др.]. – Алматы: Бiлiь», 2000.
2. Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в ТРИЗ-теорию решения изобретательских задач / Г.С. Альтшуллер. – М.: Альпина Паблишер, 2021. – 408с.
3. Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду / С.И. Гин. – М.: НИИ школьных технологий, 2010. – 144с.
4. Кашкарова, А.П. Развиваем нестандартное мышление / А.П. Кашкарова. – М.: Солон-Пресс, 2017. – 116с.
5. Мельников, Д.А. ТРИЗ-педагогика. Универсальный конструктор ТРИЗ-занятий. – М.: КТК Галактика, 2018. – 70с.
6. Попко, Е.А. Технология творчества – ТРИЗ для дошкольников. Дополнительная образовательная программа / Е.А. Попко. – М.: Солон-пресс, 2020. – 164с.
7. Пчёлкина, Е.Л. Развитие творческого мышления. По ступенькам ТРИЗ / Е.Л. Пчёлкина. – М.: Солон-Пресс, 2020. – 216с.
Особую роль в ходе реализации педагогической технологии, основанной на ТРИЗ, играют методы и приемы, адаптированные для работы с детьми дошкольного возраста. Эти методы и приемы являются эффективными на этапе формирования ключевых компетентностей у детей старшего дошкольного возраста.
Рассмотрим их подробнее.
Действенными методами формирования информационной компетентности и развития творческих способностей детей дошкольного возраста являются метод «Круги Луллия» (автор Р. Луллия) и метод «Морфологический анализ» (автор Ф. Цвикке).
Их целью является уточнение знаний детей о признаках объектов материального мира и развитие способности давать большое количество вариантов имен признаков какого-либо объекта. В результате овладения этими методами, считает С.И. Гин, ребенок учится самостоятельно придумывать задания как реального, так и фантастического плана, составлять рассказы о практической значимости объекта с реальными или необычными признаками и их з