Этика и социальная ответственность международного бизнеса
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования связана с тем, что этике и социальной ответственности корпоративных отношений уделяется в последнее время все большее внимание. В своей деятельности компании сталкиваются с проблемами, являющимися следствием культурного разнообразия, а также различий в правительственной и законодательной системах разных стран. К таким проблемам относятся коррупция и взяточничество в международной деловой практике, плохие условия работы, использование труда детей и заключенных в некоторых странах и участие международного бизнеса в оказании поддержки правительствам, не уважающим и не защищающим основные права человека, своих граждан. По мере того, как бизнес принимает все более глобальный характер, а цепочка производства продукции удлиняется, задача оценки социальной ответственности корпораций значительно усложнилась. Это же справедливо и в отношении защиты прав рабочих, особенно в тех случаях, когда ответственность делят между собой производители, подрядчики, субподрядчики, агенты по закупкам и другие стороны деловых соглашений, которые пересекают временные пояса, языковые барьеры и границы между развивающимися и индустриальными странами.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНАСА 5
1.1 Понятие и принципы этики международного бизнеса 5
1.2 Сущность и принципы социальной ответственности международного бизнеса 7
1.3 Подходы к оценке и стандарты социальной ответственности международного бизнеса 11
2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ 16
2.1 Государственное регулирование социальной ответственности международного бизнеса в России 16
2.2 Российская практика использования рейтингов в области социальной ответственности международного бизнеса 25
2.3 Меры по совершенствованию использования результатов оценки социальной ответственности международного бизнеса 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божук, С. Г. Корпоративная социальная ответственность : учебник для вузов / С. Г. Божук, В. В. Кулибанова, Т. Р. Тэор. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 226 с.
2. Гаспарович, Е. О. Корпоративная культура и социальная ответственность: диагностика, планирование, развитие : учебно-методическое пособие : в 2 частях. Ч. 1 / Е. О. Гаспарович ; [науч. ред. О. В. Охотников] ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019 - 332 с.
3. Гутарева, Н. Ю. Деловой этикет ведения бизнеса в России / Н. Ю. Гутарева, Н. В. Виноградов. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 9 (89). - С. 1284-1286. - URL: https://moluch.ru/archive/89/18318/ (дата обращения: 18.11.2021).
4. Гутарева, Н. Ю. Корпоративная этика в современной России / Н. Ю. Гутарева, Н. В. Виноградов. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 10 (90). - С. 1470-1472. - URL: https://moluch.ru/archive/90/18766/ (дата обращения: 18.11.2021).
5. Давлетшина Л.М. Управление устойчивым развитием бизнеса: учебно-методическое пособие. / Л.М. Давлетшина. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018 – 44 с.
6. Дудин М.Н., Лясников Н.В., Сенин А.С., Сепиашвили Е.Н., Сидоренко В.Н., Краснова Н.Л., Джурабаева Г.К. Учебное пособие по дисциплине «Международный менеджмент» для студентов очной и заочной форм обучения. – М.: Издательство ЭЛИТ, 2020 – 418 с.
7. Завьялова, Е. Б. Корпоративная социальная ответственность : учебник для вузов / Е. Б. Завьялова, Ю. К. Зайцев, Н. В. Студеникин. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 125 с.
8. Заплетина С.Н. З328 Корпоративная социальная ответственность: учеб. пособие: в 2 ч. Ч. 1 / С.Н. Заплетина. – Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2019 – 144 с.
9. Корпоративная социальная ответственность : учебник для вузов / В. Я. Горфинкель [и др.] ; под редакцией В. Я. Горфинкеля, Н. В. Родионовой. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 490 с.
10. Корпоративная социальная ответственность: краткий курс лекций для студентов 4 курса направления подготовки 38.03.02. Менеджмент» / составитель И.В. Петрова // ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2016 – 57 с.
11. Международный бизнес. Теория и практика : учебник для бакалавров / под ред. А. И. Погорлецкого, С. Ф. Сутырина. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 733 с.
12. Оленица, А. А. Этика делового общения / А. А. Оленица, А. Г. Зеленский. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 6 (348). - С. 304-307. - URL: https://moluch.ru/archive/348/78286/ (дата обращения:17.11.2021).
13. Паштова Л.Г., Комельков М.В. Социальная ответственность бизнеса: мировые тенденции и отечественные особенности // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2017. - №8 (338). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-otvetstvennost-biznesa-mirovye-tendentsii-i-otechestvennye-osobennosti (дата обращения: 27.11.2021).
14. Рейтинг корпоративной прозрачности российских компаний // Официальный сайт «Российская Региональная Сеть по интегрированной отчетности». - Режим доступа: http://transparency2020.downstream.ru/#/ru/1307 (дата обращения: 15.11.2021).
15. Рейтинг социальной ответственности международного бизнеса // Официальный сайт РА «Репутация». - Режим доступа: http://rareputation.m/?page_id=290 (дата обращения: 15.11.2021).
16. Рейтинг социальной ответственности российских компаний. Официальный сайт Агентства политических и экономических коммуникаций. - Режим доступа: http://www.apecom.ru/articles/ELEMENT_ID=2152 (дата обращения: 16.11.2021).
17. Рейтинг фундаментальной эффективности 150 крупнейших компаний в реальном секторе России за 2020 год // Официальный сайт Эколого-энергетического рейтингового агентства «Интерфакс-ЭРА». - Режим доступа: http://interfax- era.ru/reitingi-predpriyatii/2020 (дата обращения: 17.11.2021).
18. Сорокина Елена Анатольевна Тренды социальной ответственности международного бизнеса бизнеса в России // Вестник ЧелГУ. - 2019. - №9 (431). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trendy-korporativnoy-sotsialnoy-otvetstvennosti-biznesa-v-rossii (дата обращения: 27.11.2021).
19. Спивак, В. А. Деловая этика : учебник и практикум для вузов / В. А. Спивак. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 463 с.
20. Тульчинский, Г. Л. Корпоративная социальная ответственность: технологии и оценка эффективности : учебник и практикум для вузов / Г. Л. Тульчинский. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 338 с.
Четко разграничивать юридическую и социальную ответственность компании. Юридическая ответственность связана с набором формализованных социальных требований к социальным правам граждан и является неотъемлемым компонентом реализации обязательств компании, в то время как социальная ответственность предполагает принятие более широких социальных обязательств, сверх законодательно установленных, что предполагает более высокую степень осознания менеджерами и собственниками компании роли и значения компании в обеспечении социальной стабильности и благополучия. Сегодня наблюдается устойчивый тренд как формализации стратегии социальной ответственности, так и усиления контроля за реализацией принципов социальной ответственности, в том числе со стороны государства. Динамику последних лет можно определить, как перетекание модели «бизнес как власть» в модель «власть как бизнес». Для последней характерен прежде всего подход к стране как к единой корпорации с отраслевыми и территориальными отделами, взаимозаменяемостью и широким использованием менеджеров из государственного и частного бизнеса в госуправлении и наоборот. Данные разграничения должны способствовать осознанию социальной ответственности всеми участниками бизнес-процессов и заинтересованными лицами. Через формирование и развитие института социального партнерства возможно воплощение общенационального интереса в сфере частного предпринимательства в России. Целью данного взаимодействия является повышение уровня качества жизни и наращивание человеческого капитала путем создания рабочих мест, предоставления социальных гарантий работникам, защиты окружающей среды и экономии невосполнимых ресурсов, защиты культурного наследия, поддержки усилий власти в развитии территорий, помощи учреждениям социальной сферы.