Смысловое развертывание номинации «снег» в лирике Арсения Тарковского

Статья на тему "Смысловое развертывание номинации «снег» в лирике Арсения Тарковского"
Author image
Iskander
Тип
Статья
Дата загрузки
27.10.2022
Объем файла
56 Кб
Количество страниц
12
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
320 руб.
400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Если проанализировать основной корпус стихотворений Арсения Тарковского, то можно прийти к выводу, что лексема «снег» является одной из важных образных и смыслообразующих доминант в художественной модели мира поэта (встречается в более чем 40 произведениях) и часто выступает средством означивания концепта СМЕРТЬ, создавая семантическое поле с негативной коннотацией. Так, в поэтическом сборнике «Перед снегом» номинация «снег» встречается в пятнадцати стихотворениях. Дочь поэта, М. Тарковская, в воспоминаниях «Осколки зеркала» указывает на символичность названия книги:  «…автору в год её выхода исполнилось пятьдесят пять лет» [6, с. 316]. Заметим, что название сборника представлено словоформой – «Перед снегом». Арсения Тарковского больше интересует не то, что будет после, а то, что было до. Поэт пытается охватить взглядом прожитое, понимая, что у него осталось не так много времени. Таким образом, уже в самом названии сборника заложены базовые смысловые доминанты – ‘ощущение надвигающейся старости’, ‘неотвратимость смерти’, ‘тревога’. Знаком, соединяющ

Содержание не найдено

Список литературы
1. Ахматова А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. Биографическая проза. Pro domo sua. Рецензии. Интервью / Сост., подгот. текста, коммент., статья С.А. Коваленко. Москва: Эллис Лак 2000, 2001. 800 с.
2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. Москва: ООО «ИТИ Технологии», 2007. 944 с.
3. Резниченко Н. «От земли до высокой звезды»: Мифопоэтика Арсения Тарковского. Нежин – Киев: Издатель Н.М. Лысенко, 2014. 272 с.
4. Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост.: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. Москва: Просвещение, 1974. 509 с.
5. Словарь сочетаемости слов русского языка: Ок. 2500 словар. статей / Ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина /Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. – 2-е изд., испр. Москва: Рус. яз., 1983. 688 с.
6. Тарковская М.А. Осколки зеркала. – 2-е изд., доп. Москва: Вагриус, 2006. 416 с.
7. Тарковский А. Собр. соч. В 3 т. Т.1. Стихотворения / Сост. Т. Озерская-Тарковская. Москва: Худож. лит., 1991. 462 с.
8. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. Москва: Аделант,2014. 800 с.
9. Филимонов В.П. Арсений Тарковский: Человек уходящего лета. Москва: Молодая гвардия, 2015. 420 с.
10. Хализев В.Е. Теория литературы: учебник. Москва: Высш. шк., 2002. 437 с.
11. Четверикова О.В. Авторское мировидение и смысловое поле художественного текста: монография. Армавир: РИЦ АГПУ, 2009. 196 с.

Заметим, что в названии произведения – «Чем пахнет снег» – нет и знака вопроса. Автор не спрашивает нас, чем пахнет снег, он заранее знает ответ и даёт его в конце стихотворения: снег пахнет бензином и кровью. Действительно, довольно странная реакция на всем знакомый «раздражитель», но слово «снег» у поэта выступает в качестве медиатора, средства доступа к смысловой сфере автора речи, ибо эти индивидуальные ассоциации высвечивают особенности отражения художником слова реалий действительности.
Глубокое понимание истинных «пружин», запустивших этот «механизм» необычных перцептивных реакций и авторских смыслов, невозможен без обращения к экстралингвистическим параметрам текста – к биографии А. Тарковского, обстоятельствам его жизни, так как «познание действительности есть, по сути, процесс порождения и трансформации личностного смысла индивидуальным сознанием, ищущим средства и способы объективизации в языке результатов этого познания»

Похожие работы