Гендерный аспект в «Магических рассказах» П.П. Муратова
Судя по произведениям П. Муратова, одна из целей его художественного осмысления бытия – разгадать женскую природу. Его гендерный подход к характерам в определенной степени объясняет необычность сюжетных ситуаций и поведенческих специфик женских персонажей в эпическом цикле «Магические рассказы» (1922). Женский фактор придает малой прозе Муратова чрезвычайность, не просто нарушающую привычный ход жизни, но и выводящую повествование за грань реалистического или просто логического нарратива. Прежде всего в женщине Муратов изображает витальную энергию, побуждающую мужчину к поступку или эмоциональному взрыву, в результате чего повседневность трансформируется в чудесное, уникальное, как минимум в нетривиальное. Магическое в прозе Муратова формируется либо через исключительность женского психотипа, либо через его мифологизированное восприятие другими персонажами и их жажду мистики, либо благодаря острой сюжетной ситуации
Содержание не найдено
Список литературы не найден
В рассказах Муратова герои представляют собой скорее персонифицированный авторский миф о мире, а не образы живой жизни: через познание тайны любви показана устремленность героев к всеединству. Осмысление женской природы отражено в рассказах «Богиня», «Ложа в театре», «Новый год», «Остров молчания», «Эвзебий и Флорестан», «Собеседник» и др. В них женские персонажи выполняют схожие художественные функции; наиболее репрезентативен рассказ «Богиня», которым завершается первое издание «Магических рассказов».
В издании 1922 г. ему предпослано посвящение Е.В. Чаяновой – первой жене А.В. Чаянова. Ей был посвящен и сборник ранних стихотворений Чаянова «Лёлина книжка» (1912): «Её звали Лёлей, а друзья шутливо называли девушку Альвиной.