Семантика жилища восточных славян
Введение
Данный реферат посвящен обобщению материала, полученного в результате исследований различных ученых работавших над проблемой древнеславянского жилища и связанных с ним поверий, примет и представлений.
Задачи:
рассмотреть жилище с точки зрения материальной культуры;
проанализировать приметы и поверия, связанные со строительством и обустройством дома;
рассмотреть жилище древних славян в контексте мировоззренческого восприятия окружающего мира человеком
сравнить историческое и современное значение и восприятие жилища.
Методы исследования: сравнительно-исторический и сранительно-семиотический.
Содержание
Введение
Глава I
Строительная обрядность восточных славян. Обряды, предваряющие строительство жилища
Ритуальные аспекты технологии строительства. «Строительная жертва» и укладка первого венца
Глава II
2.1 Организация внутреннего пространства жилища
2.2 Вертикальная структура жилища
Глава III
3.1 Типы жилища
3.2 Внутренняя организация жилищ. Украшение комнат
Заключение
Список литературы
Приложение
Литература
1. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.
2. Белякова С.М., Новикова Л.А., Фролов Н.К. Введение в славянскую филологию. – Тюмень, 1991.
3. Горнунг Б.В. Из предыстории образования общеславянского языкового единства. – М., 1963.
4. Демин В.Н. Заветными тропами славянских племен. М., 2002.
5. Державин Н.С. Славяне в древности. М., 1945.
6. Древности славян и Руси. М., 1988.
7. Древность. Арьи. Славяне. М., 1996.
8. Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999.
9. Древняя Русь: Быт и культура. М., 1977.
10. Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. В 2 томах. М., 1876-1879.
11. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия и поэзия. М., 1880.
12. История южных и западных славян. – М., 1979.
13. Макушев В. Сказания иностранцев о быте и нраве славян. СПб., 1861.
14. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX – начала XX века. М., 1984.
15. Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000.
16. Петрухин В.Я. Славяне. М., 1999.
Электронные ссылки:
1. http://rodonews.ru/news_1286734571.html
2. http://slawianie.narod.ru/str/kultura/kult04.html
3. . https://slavicnews.ru/jilisha-drevnih-slavian/
4. http://slawianie.narod.ru/
5. http://history-library.com/
При этом благодаря ее особому конструктивному положению матица была сразу двойной границей: между верхом и низом, а также между внутренним и внешним. Все это придавало матице роль основного классификатора внутреннего пространства дома. Столь высокий конструктивный и семиотический статус матицы обусловил ее семантику. Матица (как и другие важнейшие «сущности» дома, например печь) могла метонимически обозначать все строение. Матице приписывалось значение связующего начала не только по отношению к конструкции дома, но и по отношению к проживающим в этом доме членам семьи.
Место под матицей (под ее центром) является также и серединой избы, ее топографическим центром, где происходит большинство обрядов, не связанных с сидением за столом или с печью.