Философские теории прошлого и настоящего о феномене сознания
Человек c самого своего появления на свет попадает в мир предметов, созданных руками его предков, и формируется как личность в процессе обучения по их применению. Способ отношения человека к действительности определён не его физиологической структурой, а приобретаемыми через общение c другими людьми навыками действий с предметами. Обучаясь исторически и эволюционно выработанными способам предметной деятельности, в особенности овладевая языком, человек получает объективное знание о свойствах предметов наполняющих этот мир. Человек выделяется и противопоставляет себя объективной реальности при помощи целенаправленных действий, т.е. его активная деятельность направляется представлениями или знаниями о реальных свойствах объектов. Именно по тому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру и называется сознанием.
Содержание не найдено
Литература и источники
1. Ильичёв Л.Ф. Федосеев П.Н. Ковалёв С.М. Панов В.Г. Философский энциклопедический словарь. 1983.
2. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4 томах, т. 1
3. Косилова Е.В.. Методология и история психологии. 2009. Том 4. Выпуск 1
4. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999.
5. Priest, Stephen. Theories of the Mind. A compelling investigation into the ideas of leading philosophers on the nature of the mind and its relation to the body. The Penguin Books, 1991. Научный руководитель – к.и.н., доцент Батурин С.П., ФГБОУ ВПО “Кемеровский государственный университет”
Общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено[1]. Идеализм противостоит материализму в решении основного вопроса философии — об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания. Идеалисты утверждают, что объекты физического мира не существуют вне их восприятия. Идеализм использовал теорию эманации вплоть до 17 в. Еще Лейбниц трактовал мир как продукт излучений Блаженства, понимаемого как первичное Единство[2]. Наиболее обширно этот тезис был развит Джорджем Беркли, который утверждал ” Быть — значит быть воспринимаемым». Критика идеализма в его разных формах развернута (конечно, с разных позиций) в работах Л.Фейербаха, К.Маркса, Ф.Энгельса, Ф.Иодля, В.Крафта, М.Шлика, П.А.Флоренского и др.