Этапы построения бизнес-процессов в коммерческом банке
Аннотация
В данной статье рассматриваются теоретические основы описания этапов бизнес-процессов для коммерческого банка, а также их практическое применение для повышения эффективности и результативности функционирования банка в современных условиях. Выгоды от внедрения процессного подхода не только способны повысить бизнес-результаты банковского сектора, но и будут продолжать служить движущей силой для постоянного совершенствования, повышая приверженность высшего руководства и сотрудников к улучшению бизнес-процессов и удовлетворенности клиентов.
Содержание не найдено
Литература
1. Роман Исаев: Секреты успешных банков. Бизнес-процессы и технологии /Р.Исаев ИНФРА-М, 2019 г. 67 с.
2. Роман Исаев: Банк 3.0. Стратегии, бизнес-процессы, инновации /Р.Исаев ИНФРА-М, 2019 г.112 с.
3. Александр Сорочан: Оптимизатор бизнес-процессов. Лучшие инструменты управления для повышения эффективности /А. Сорочан Бомбора, 2019 г. 231с.
Рассмотрим этапы построения бизнес-процессов:
1. Этап идентицикации. На данном этапе важно понять, как, в настоящее время, работает определенный бизнес-процесс. Провести анализ бизнес-направлений коммерческого банка, разделяя на три основные категории: основные бизнес-процессы, обеспечивающие бизнес-процессы и управленческие бизнес-процессы. Для доставерного описания бизнес-процесса, необходимо изучить нормативную составляющую, а также пообщаться в формате интервью с владельцем бизнес-процесса- руководителем бизнес-направления и ключевыми сотрудниками для определения «узких» мест». После точного описания бизнес-процессов, необходимо сформировать бизнес-модель банка.
2. Этап диагностики бизнес-процессов банка. Необходимо сформировать перечень приоритетных бизнес-процессов, на основе вытекающих принципов:
- Выбор наиболее важного бизнес-процесса для оптимизации. Процесс, совершенствование которого, сможет привести к экономической эффективности и результативности основных показателей коммерческого банка;
- Определение проблемности бизнес-процесса. Важно выяление «узких мест» процесса, а также понимание, насколько текущий процесс разнится с желаем;
3. Этап формирования дерева бизнес-процессов коммерческого банка, состоящего из шести составляющих уровней:
- Первый уровень - распределение бизнес-процессов по трём категориям: основные, обеспечивающие и управленческие.
- Второй уровень состоит из основных бизнес-процессов.
- Третий уровень состоит из подпроцессов основных процессов коммерческого банка, а именно по типу банковского продукта, к примеру, процесс «кредитование массового бизнеса», его подпроцессом будет являться: «анализ финансового состояния заемщика».
- На четвертом уровне происходит декомпозиция подпроцесса на процедуры, вернемся к нашему примеру, подпроцесс «анализ финансового состояния заемщика» детализируется в «проверка финансовой отчетности заемщика».
- Пятый уровень состоит их рабочих процедур, к примеру, «выезд кредитного аналитика в компанию заемщика, для оценки».
- Шестой уровень состоит из ряда рабочих операций, к примеру, «выдача кредита».
Данное дерево бизнес-процессов способно показать наглядно «проседающие» процессы, требующие оптимизации.
4. Этап выбора определенного бизнес-процесса и его дальнейший анализ.
5. Этап описания бизнес-процесса.
6. Этапа оптимизации бизнес-процесса. Проиходит устранение неэффективных процедур, проводится стандартизация и автоматизация процесса.
7. Завершающим этапом процесса оптимизации является постоянный мониторинг бизнес-процессов, с целью выявления критических процессов. Этот этап очень важен, так как, необходимо убедиться в эффективности усовершенствованных процессов после их внедрения. Процесс, идеально отлаженный однажды и приносящий максимальную пользу вчера, не обязательно будет эффективным сегодня. Постоянный мониторинг позволит отследить негативные тенденции и своевременно применить меры по совершенствованию[6].