Мифологические структуры в свете общей теории мифа

Статья посвящена рассмотрению методологических подходов структурирования мифа с учетом критики структуры мифов, предложенной К. Леви-Строссом в его «Структурной антропологии». Данная гипотеза строится на установке, что миф является лингвистическим объектом. Поэтому в качестве исходной матричной основы для структурирования мифа К. Леви-Строссом была взята «фраза» или «высказывание». Хотя миф не просто лингвистический объект, а базовая культурная универсалия.
Author image
Radik
Тип
Статья
Дата загрузки
24.10.2022
Объем файла
62 Кб
Количество страниц
23
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
320 руб.
400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Особое место в изучении мифа как универсалии культуры [Кирилюк 1996; Ставицкий 2012] играет исследование его структуры. Ведь, как писал Дж. Кэмпбелл, «вся жизнь – структура» [Кэмпбелл 2018: 55]. Хотя к ней и не сводится. Что вынуждает вновь ввести данный вопрос в поле дискуссионного обсуждения наряду с другими [Миф 2020], предлагая новые подходы к, казалось бы, изученной теме.
Что же смущает в структуре мифа по К. Леви-Строссу? Начнем с того, что идея заложить в основу новой теории положения структурной лингвистики, разработанной в течение первой половины ХХ века в работах исследователей от Ф. де Соссюра до Р.О. Якобсона и Н.С. Трубецкого, стала мощнейшим прорывом в мифологических исследованиях. Ведь лингвисты исходили из того, что язык выступает грамматической системой и регулятором речи, её формализующим и формообразующим началом.

Не найдено

Литература
Генон Р. Тайны буквы «нун» // Генон Р. Символы священной науки.  М.: Беловодье, 2002. С. 174–179.
Буряк В.В. Лабиринт как метафора world wide web // Культура народов Причерноморья. №21, июль 2001. С. 197–199.
Зубко Г.В. Миф: взгляд на мироздание. Москва: Университетская кн., 2008. 357 с. 
Каган М.С. O структуре мифологического сознания // Anthropology. 2001. [Электронный ресурс]. URL: http://anthropology.ru/ru/texts/kagan/misl8_8.html (дата обращения: 12.03.2020).
Косарев А.Ф. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость. М., СПб.: Университет. кн., 2000. 303 с. (Сер.: Humanitas). 
Косиков Г.К. «Структура» и / или «текст» (стратегии современной семиотики) // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Издательская группа Прогресс, 2000. С. 3–48.
Кремнева А.В. Функционирование библейского мифа как прецедентного текста (на материале произведений Джона Стейнбека):  Дис… канд. филол. наук. Барнаул,1999. 170 с.
Кузьмина Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та; Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 1999. 268 с.
Кэмпбелл Дж. Мифы для жизни. СПб.: Питер. 2018.  304 с.
Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М.: Гнозис, 1995. 192 с.
Леви-Строс К. Структурная антропология / Пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 512 с. 
Лосев А.Ф. Самое само: сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 1024 с.  
Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2004. 704 с.
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Академический Проект; Мир, 2012. 331 с.   
Миф в истории, политике, культуре [Электронный ресурс]: Сборник материалов II Международной научной междисциплинарной конференции (июнь 2018 года, г. Севастополь) / Под редакцией О.А. Габриеляна, А.В. Ставицкого, В.В. Хапаева, С.В. Юрченко. Севастополь: Филиал МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе, 2019. 353 с.
Миф в истории, политике, культуре [Электронный ресурс]: Сборник материалов III Международной научной междисциплинарной конференции (июнь 2019 года, г. Севастополь) / Под редакцией О.А. Габриеляна, А.В. Ставицкого, В.В. Хапаева, С.В. Юрченко. Севастополь: Филиал МГУ имени М.В. Ломоносова в городе Севастополе, 2019. 584 с.
Миф в истории, политике, культуре [Электронный ресурс]: Сборник материалов IV Международной научной междисциплинарной конференции (июнь 2020 года, г. Севастополь) / Под редакцией А.В. Ставицкого. Севастополь: Филиал МГУ имени М.В. Ломоносова в городе Севастополе, 2020. 665 с.
Миф в истории, политике, культуре [Электронный ресурс]: Сборник материалов V Международной научной междисциплинарной конференции (июнь 2021 года, г. Севастополь) / Под редакцией А.В. Ставицкого. Севастополь: Филиал МГУ имени М.В. Ломоносова в городе Севастополе, 2021. 578 с.
Найдыш В.М. Мифология. М.: КНОРУС, 2021. 430 с.  
Найдыш В.М. Философия мифологии. XIX – начало XXI в. М.: Альфа-М, 2004. 544 с. 
Пивоев В.М. Миф в системе культуры. Петрозаводск, 1991. 216 с. 
Полосин В.С. Религия. Нация. Государство. М.: НПЦ «Аль Васатыя – умеренность», 2015. 504 с. 
Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования / Российский гос. гуманитарный ун-т  / А.П. Логунов (сост.), Т.В. Евгеньева (сост.). М., 1996. 95 с. 
Ставицкий А.В. Миф и исходные параметры его структурирования // Вопросы психолингвистики № 3 (41), 2019. С. 174–185. DOI: 10.30982/2077-5911-2019-41-3-174-185
Ставицкий А.В. Национально-исторический миф Украины. Севастополь: Рибест, 2015. 748 с.  
Ставицкий А.В. Онтология современного мифа. Севастополь: Рибэст. 2012. 543 с.  
Ставицкий А.В. Современный миф и его основные функции. Севастополь: Рибэст, 2012. 238 с.
Ставицкий А.В. Структура мифа по К. Леви-Строcсу: опыт несостоятельного // Вопросы психолингвистики № 1 (35), 2018. С. 126–140. DOI: 10.30982/2077-5911-2018-35-1-126-140
Телегин С. Ступени мифореставрации. Из лекций по теории литературы. М.: Спутник+, 2006. 376 с.
Титаренко С.Д. Миф как универсалия символистской культуры и поэтика циклических форм // Серебряный век. Кемерово, 1996. С. 3–14.
Формирование и функции политических мифов в постсоветских обществах / РАН. Ин-т Африки; Отв. ред. Евгеньева Т.В. М., 1997. 107 с.
Хазов В.К. Миф как фактор реорганизации культуры // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 9. С. 109–113. 
Шульга Н.В. Мифологема в структуре массового политического сознания: дис. ... канд. филос. наук. Омск, 2006. 175 с.
Degenaar, J. Discourses on Myth // Myth & Symbol. April 2007, vol. 4 (1) p. 1–14. DOI: https://doi.org/10.1080/10223820701673973
Rasmussen, D.M. Myth, Structure and Interpretation // Symbol and Interpretation, 1974.  p. 52–69. DOI: https://doi.org/10.1007/978-94-010-1594-3_5 

 

Впрочем, последнее обстоятельство не исключает того, что миф можно структурировать, делая это по-разному в зависимости от исходных подходов структурирования. Подтверждение этому мы находим у одного из лучших знатоков мифа в ХХ в. выдающегося филолога Е.М. Мелетинского, который в своей «Поэтике мифа» в главе «Структурализм» написал: «миф пользуется событиями как материалом для перегруппировки структур, конструирует предметно-событийный мир, уже исходя из структуры» [Мелетинский 2012: 71]. Т.е. структуры конкретного мифологизируемого материала, который может быть разным в зависимости от этого материала. Как, скажем, знаменитая загадка Сфинкса, предлагающая структуру человека во времени: «кто утром ходит на четырех ногах, днём - н

Похожие работы