Типы и формы собственности. Реформирование отношений собственности
Введение
Собственность у людей существовала всегда. В первобытные времена она принадлежала племенам, далее с развитием человечества, появились и иные формы собственности. В определенный период истории человечества в понятие собственности входили не только предметы, животные, но и человек. Об этом нам говорит период рабовладение в древние времени и период крепостного права на Руси.
Из истории человечества известно, что собственность является основой любого общества, которая определяет его экономическую сущность и политический строй. Собственность, во-первых — это средство удовлетворения интересов граждан, а также всего общества в целом в производстве материальных благ, удовлетворения потребностей, как материальных, так и духовных. При этом важно отметить, что собственность обеспечивает долговременность и стабильность удовлетворения потребностей. Во-вторых, собственность предоставляет экономическую власть над отношениями, которые возникают по поводу использования предметов, принадлежащих на праве собственности. Эта власть порождает экономическую свободу в отношениях с другими людьми, а в итоге вносит весьма существенный вклад в обеспечение свободы в полном смысле.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………3
Собственность, что это?...........................................................................................................4
Типы и формы собственности………………………................………………………5
Разгосударствление, приватизация и национализация собственности…………………………………………………………7
Отношение собственности РБ………………………………………9
ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……….…..12
Заключение…………………………………………………………..15
Список литературы:
1. Гегель. Энциклопедия философских наук. т. 3. Философия духа. — М: Мысль, 1977 — 477 с.
2. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ - Часть 1 (принят ГД ФС РФ 21.10.1994, ред. от 17.07.2009, с изм. от 18.07.2009) – Ст. 212
3. Титова Е.Э. Особенности структуры современной белорусской экономики и их влияние на конкурентоспособность страны: в материалах ХII Международной научно-практ. конф., 31 мая—1 июня 2012 года. — Мн.: Гипросвязь, 2012. — 172 с.
4. Экономическая теория: Системный курс: Учебное пособие / Под ред. Э.И. Лобковича. — Мн.: Новое знание, 2000. — 664 с.
5. Http://www.pravo.by/
6. Аносов, В. М. Экономика Беларуси в переходный период: проблемы и решения : учеб. пособие / В. М. Аносов, В. Д. Мазуренко. – Минск: Част. ин-т упр. и предпринимательства, 2004. – 119 с.
7. Статистический ежегодник, 2014 / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь, Мин. гор. упр. статистики. – Минск: РУП «Инф. вычисл. центр Нац. стат. Комитета», 2014. – 584 с.
8. Динамика реформирования государственной собственности за период с 1991 по 2014 годы // Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://www.gki.gov.by/activity_branches/estate/eref/. – Дата доступа: 12.10.2015.
Разгосударствление– это передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе и посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующим субъектом. Разгосударствление представляет собойпроцесс децентрализации экономикии может происходить без изменения форм собственности.
Разгосударствление как процесс представляет собой постепенную утрату во владении, пользовании и распоряжении государственной собственности. Данный процесс приводит к снижению доли государственного сектора в рыночной экономике. В связи с этим возникают новые организационно:правовые структуры с частными и частно-долевыми формами собственности. Они, в свою очередь, способствуют формированию многоукладной рыночной экономики, с конкурентной средой усиливающей состязательность между субъектми хозяйствования. Поэтому разгосударствление как процесс активизирует поступательное развитие экономики, обеспечивая еѐ экономический рост.
Цель разгосударствления – создание условий для построения рыночных отношений.
Направление разгосударствления экономики:
- расширение самостоятельности хозяйствующих субъектов путем передачи государством основных функций по управлению предприятиями;
- разгосударствление собственности на основе разрушения монополизма государственной собственности.