Брачно-семейное и церковное право: характеристика ключевых источников в XI-XVII вв.

Целью исследования является комплексный анализ развития брачно-семейных отношений указанного периода
Author image
Timur
Тип
Реферат
Дата загрузки
22.10.2022
Объем файла
56 Кб
Количество страниц
11
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
280 руб.
350 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

В период средневековой Руси  брачно-семейные отношения представляли собой постоянно изменяющийся живой институт, сформированный под сильным воздействием христианства. На протяжении долгого времени каноническое право регулировало  брачные и детско-родительские отношения, которые находились под покровительством церкви,  что насыщало эти отношения религиозным содержанием. 
Главным признаком церковного и традиционного брака считалось совместное сожительство,  то есть процесс перехода женщины из родительского дома в дом мужа. Выделяют обычно три вида брака в современной историографии,  а именно:  церковный брак,  брак-договор и брак «умычкой»,  каждый из которых регулируется по-своему, а также имеет отличительные условия вступления в брак.  
Актуальность исследования брачно-семейного и церковного права  по отношению к юридической науке выражается в том, что анализ историко-правовых памятников является неотъемлемой частью для будущего специалиста. Именно на основании анализа исторических памятников можно  выделить ключевые правовые противоречия и закономерности их разрешения, обозначить подходы к решению уже современных задач семейного права как науки, отрасли права и сферы правотворческой деятельности. 
Правовому регулированию брачно-семейных  отношений  и церковному праву посвящены как правовые источники,  так и научные работы. К правовым источникам относятся такие литературные памятники  как Домострой, Стоглав, Соборное Уложение и Кормчая книга. Из научных работ будут упомянуты труды  Огородниковой О. А., Бойко С.И., Добровольского В.И.,  Кошарного В.П., Нагевичене  В.Я., Цатуровой М.К. и Кравченко Е.В. 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Брачно-семейное право………………………………………………………………...5

1.1. Условия и порядок заключения брака………………………………………………………...5

1.2. Правовое регулирование семейных отношений……………………………………………...7

ГЛАВА 2. Сфера церковного права………………………………………………………………..8

2.1. Особенности церковных отношений в период XI – XVII вв………………………………...8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………11

Список использованных источников и литературы……………………………………………..12

Список использованных источников и литературы

Список нормативно-правовых актов

1. Домострой. Вступительная статья В. В. Колесова. М., 1990. С.10. 

2. Кормчая книга. Перепечатано с издания 1653 г. Ч. 1-2. Б. м., б. г. Гл. 48. Грань 4.

3. Кормчая книга. Правило Василия Великого № 24. URL:

https://txt.drevle.com/text/vasiliy_velikiy-pravila#h24

4. Послание к Ефесянам святого апостола Павла, глава 5, 22. URL:

https://days.pravoslavie.ru/bible/B_ef5.htm 

Список научной литературы

1. Бойко С.И. Религиозная идеология как фактор политической стабильности / С.И. Бойко // Российский государственный гуманитарный университет (Москва). - 2018. - С. 70-85.

2. Добровольский В. И. Брак и развод. Очерк по русскому брачному праву (фрагмент) // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2019. №2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/brak-i-razvod-ocherk-po-russkomu-brachnomu-pravu-fragment

3. Огородникова О. А. Брак и семья в средневековой Руси // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. №3. С-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/brak-i-semya-v-srednevekovoy-rusi

4. Кошарный В.П. Государство, церковь и общество в социальных воззрениях  русских мыслителей эпохи Петровских преобразований / В.П. Кошарный // Сборник статей II Международной научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2018. - С. 96-104.

5. Кравченко Е. В. Сравнительный анализ семейных правовых норм на основе памятников древнерусского права // ЮП. 2015. №4 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-semeynyh-pravovyh-norm-na-osnove-pamyatnikov-drevnerusskogo-prava

6. Нагевичене В. Я. Церковный брак и семья в истории христианства и русского православия // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2005. №7 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tserkovnyy-brak-i-semya-v-istorii-hristianstva-i-russkogo-pravoslaviya

7. Цатурова М К. Русское семейное право XVI-XVIII вв.,М.1991,С.5

8. Цатурова М.К. Русское семейное право XVI-XVIII вв. М, 1991. С. 90 

На всю сферу брачно-семейных отношений большое воздействие оказывала церковь,  неустанно следившая за частной жизнью своих прихожан. Церковью отдавались различного рода рекомендации и наставления в отношении брака,  а также ряд осуждений и наказаний в случае их игнорирования.  Одной из настойчивых рекомендаций церкви было заключение брака детей без промедления. В области церковного права  был предусмотрен канонический брачный возраст: 15 лет для мужчин и 12 для женщин,  однако канонический брачный возраст мужчин и женщин  нередко разнился с фактическим возрастом вступления в брак.  
Отношение средневекового общества к браку показано через концепцию Святого Павла: «Жены,  повинуйтесь мужьям своим, как Господу, потому что муж есть глава жены,  как и Христос есть глава Церкви,  как Церковь повинуется Христу,  так и жены своим мужьям во всём. Мужья,  любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь» . В своей статье Огородникова О.А. утверждает, что исходя из этого, брачный союз стал рассматриваться как образ мистического брака Христа с его невестой – Церковью.  Идеал женщины,  в христианской морали,  представлял собой заботливую мать семейства, которая считала рождение детей своим основным  предназначением и единственной формой самореализации. Из церковных мотивов известно, что отсутствие жены влияет на социальную полноправность мужчины в обществе. При данных обстоятельствах мужчина остается при отцовском «доме».  По Домострою,  являвшемуся своеобразным социальным регулятором  семейных отношений,  женским идеалом считается та,  которая обладает такими качествами,  как послушание и чистота. Также в Домострое показано принижение женщины в быту и жестокость воспитания,  однако обращаясь к наставлениям прошлых лет, прослеживается смягчение отношения к женщине со стороны Домостроя . 

 

Похожие работы