Брачно-семейное и церковное право: характеристика ключевых источников в XI-XVII вв.
Введение
В период средневековой Руси брачно-семейные отношения представляли собой постоянно изменяющийся живой институт, сформированный под сильным воздействием христианства. На протяжении долгого времени каноническое право регулировало брачные и детско-родительские отношения, которые находились под покровительством церкви, что насыщало эти отношения религиозным содержанием.
Главным признаком церковного и традиционного брака считалось совместное сожительство, то есть процесс перехода женщины из родительского дома в дом мужа. Выделяют обычно три вида брака в современной историографии, а именно: церковный брак, брак-договор и брак «умычкой», каждый из которых регулируется по-своему, а также имеет отличительные условия вступления в брак.
Актуальность исследования брачно-семейного и церковного права по отношению к юридической науке выражается в том, что анализ историко-правовых памятников является неотъемлемой частью для будущего специалиста. Именно на основании анализа исторических памятников можно выделить ключевые правовые противоречия и закономерности их разрешения, обозначить подходы к решению уже современных задач семейного права как науки, отрасли права и сферы правотворческой деятельности.
Правовому регулированию брачно-семейных отношений и церковному праву посвящены как правовые источники, так и научные работы. К правовым источникам относятся такие литературные памятники как Домострой, Стоглав, Соборное Уложение и Кормчая книга. Из научных работ будут упомянуты труды Огородниковой О. А., Бойко С.И., Добровольского В.И., Кошарного В.П., Нагевичене В.Я., Цатуровой М.К. и Кравченко Е.В.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Брачно-семейное право………………………………………………………………...5
1.1. Условия и порядок заключения брака………………………………………………………...5
1.2. Правовое регулирование семейных отношений……………………………………………...7
ГЛАВА 2. Сфера церковного права………………………………………………………………..8
2.1. Особенности церковных отношений в период XI – XVII вв………………………………...8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………11
Список использованных источников и литературы……………………………………………..12
Список использованных источников и литературы
Список нормативно-правовых актов
1. Домострой. Вступительная статья В. В. Колесова. М., 1990. С.10.
2. Кормчая книга. Перепечатано с издания 1653 г. Ч. 1-2. Б. м., б. г. Гл. 48. Грань 4.
3. Кормчая книга. Правило Василия Великого № 24. URL:
https://txt.drevle.com/text/vasiliy_velikiy-pravila#h24
4. Послание к Ефесянам святого апостола Павла, глава 5, 22. URL:
https://days.pravoslavie.ru/bible/B_ef5.htm
Список научной литературы
1. Бойко С.И. Религиозная идеология как фактор политической стабильности / С.И. Бойко // Российский государственный гуманитарный университет (Москва). - 2018. - С. 70-85.
2. Добровольский В. И. Брак и развод. Очерк по русскому брачному праву (фрагмент) // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2019. №2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/brak-i-razvod-ocherk-po-russkomu-brachnomu-pravu-fragment
3. Огородникова О. А. Брак и семья в средневековой Руси // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. №3. С-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/brak-i-semya-v-srednevekovoy-rusi
4. Кошарный В.П. Государство, церковь и общество в социальных воззрениях русских мыслителей эпохи Петровских преобразований / В.П. Кошарный // Сборник статей II Международной научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2018. - С. 96-104.
5. Кравченко Е. В. Сравнительный анализ семейных правовых норм на основе памятников древнерусского права // ЮП. 2015. №4 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-semeynyh-pravovyh-norm-na-osnove-pamyatnikov-drevnerusskogo-prava
6. Нагевичене В. Я. Церковный брак и семья в истории христианства и русского православия // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2005. №7 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tserkovnyy-brak-i-semya-v-istorii-hristianstva-i-russkogo-pravoslaviya
7. Цатурова М К. Русское семейное право XVI-XVIII вв.,М.1991,С.5
8. Цатурова М.К. Русское семейное право XVI-XVIII вв. М, 1991. С. 90
На всю сферу брачно-семейных отношений большое воздействие оказывала церковь, неустанно следившая за частной жизнью своих прихожан. Церковью отдавались различного рода рекомендации и наставления в отношении брака, а также ряд осуждений и наказаний в случае их игнорирования. Одной из настойчивых рекомендаций церкви было заключение брака детей без промедления. В области церковного права был предусмотрен канонический брачный возраст: 15 лет для мужчин и 12 для женщин, однако канонический брачный возраст мужчин и женщин нередко разнился с фактическим возрастом вступления в брак.
Отношение средневекового общества к браку показано через концепцию Святого Павла: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос есть глава Церкви, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всём. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь» . В своей статье Огородникова О.А. утверждает, что исходя из этого, брачный союз стал рассматриваться как образ мистического брака Христа с его невестой – Церковью. Идеал женщины, в христианской морали, представлял собой заботливую мать семейства, которая считала рождение детей своим основным предназначением и единственной формой самореализации. Из церковных мотивов известно, что отсутствие жены влияет на социальную полноправность мужчины в обществе. При данных обстоятельствах мужчина остается при отцовском «доме». По Домострою, являвшемуся своеобразным социальным регулятором семейных отношений, женским идеалом считается та, которая обладает такими качествами, как послушание и чистота. Также в Домострое показано принижение женщины в быту и жестокость воспитания, однако обращаясь к наставлениям прошлых лет, прослеживается смягчение отношения к женщине со стороны Домостроя .