К вопросу о формировании функциональной грамотности в процессе обучения русскому языку в современной школе

Статья посвящена проблеме формирования функциональной грамотности у российских школьников. Авторами выделяются основные компоненты функциональной грамотности применительно к методике преподавания родного языка, формулируются педагогические условия ее формирования в современной российской школе.
Author image
Denis
Тип
Статья
Дата загрузки
22.10.2022
Объем файла
67 Кб
Количество страниц
8
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
320 руб.
400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Качество языка личности, принадлежащей к той или иной социальной группе, безусловно, является наиважнейшим показателем культуры человека, а совершенствование речевой культуры органически вплетается в систему развития личности. Считается, что опыт практического использования родного языка человек получает в течение всей жизни. «Выучить несколько языков – дело одного или двух лет; а чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни», – писал Вольтер. Однако начинается данный процесс еще в школе. Школа должна заложить основы лингвистических знаний, научить применять их на практике, сформировать мотивацию  к дальнейшему совершенствованию познаний в области языка и коммуникации.  
В современной педагогической науке данный подход к обучению родному языку раскрывается через понятие функциональной грамотности [А.А. Леонтьев]. В отличие от элементарной грамотности, рассматриваемой в качестве способности   личности осуществлять простейшие действия (читать, понимать и составлять простые короткие тексты), функциональная грамотность предполагает тот уровень знаний, умений и навыков, который обеспечивает  нормальное функционирование личности в системе социальных отношений и считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде [2; 342]. 

Содержание не найдено

Литература
1. Алексеева Е.Е. Методические особенности формирования математической грамотности учащихся как составляющей функциональной грамотности // Мир науки, культуры, образования. 2020.
2. Басова Е. А. Формирование у подростков функциональной грамотности в сфере коммуникации (на материале гуманитарных предметов): дис ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2012. 
3. Ермоленко В.А., Перченок Р.Л., Черноглазкин С.Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: Пособие для работников системы образования / Рос. акад. образования. Ин-т теории образования и педагогики. М., 1999.
4. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность. По результатам между народного исследования PISA-2000. М.: Логос, 2004. Часть I. Грамотность чтения. Часть 2. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе [Электронный ресурс]. URL: https://rus.1sept.ru/article.php? ID=200501401 (дата обращения: 05.03. 2022). 
5. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.
6. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / под редакцией Азимова Э.Г., Щукина А.Н. М. : Издательство ИКАР, 2009. 448 с. 
7. Нурмуратова К.А. Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях. Научный журнал «Педагогическая наука и практика» – Филиал акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области», 2019.
8. Речевые ошибки в лингвистическом аспекте: монография / Кубан. гос. технол. ун-т.  Краснодар: Изд. ФГОУ ВПО «КубГТУ», 2016. 132 с.
9. Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016.
10. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. Материалы к  обсуждению [Электронный ресурс] // Центр оценки качества образования. URL: http://www.centeroko.ru/public. html#pisa_pub (дата обращения: 06.04. 2022). 
11. Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Кузнецова М.И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15-летних школьников // Вопросы образования. 2011. № 2. С. 123-150. 
12. Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Кузнецова М.И. Становление читательской грамотности, или Новые похождения Тяни-Толкая // Вопросы образования. 2015. № 1. С. 284-300.

 

 Анализируя трудности, сопровождающие сдачу ЕГЭ, респонденты отмечают, что при выполнении заданий наибольшие трудности у школьников вызывает именно практическое использование русского языка. Недостаточно хорошее знание (по определению самих опрашиваемых) правил орфографии и пунктуации, возможностей лексического и грамматического строя русского языка не только затрудняет изложение собственных мыслей, но и становилось причиной плохого понимания чужого высказывания (таблица 1).
Таблица 1 – Трудности, испытываемые выпускниками на разных этапах работы над сочинением
Этап работы
Трудности
1. Анализ содержания предлагаемого фрагмента текста
- неумение выделять ключевые слова;
- незнание лексического значения слов;
- неспособность сформулировать главную мысль
2. Написание текста сочинения
- незнание законов и закономерностей построения предложений;
-

Похожие работы