Конкурентоспособность как фактор обеспечения экономической безопасности предприятия (на примере ООО «АвтоГеометрия»)
Введение
Успех компании зависит от предоставления товаров и услуг, которые наилучшим образом отвечают потребностям рынка и потребителей. Поэтому важно обратить внимание на этот многозначный аспект организации как конкурентоспособность.
Актуальность темы исследования заключается в том, что все организации на рынке сталкиваются с таким понятием как конкуренция, для того чтобы выжить на рынке организация должна найти и развивать свои конкурентные преимущества.
На сегодняшний день проблемой современного рынка, является не дефицит товара, а дефицит потребителей. Каждая организация стремится увеличить своей долю на рынке, разрабатывая все возможные стратегии по получению потребительского внимания.
Большое количество конкурентов, схожесть товаров, падения рынка, высокий барьер выхода из отрасли, все это приводит к борьбе между конкурентами, стремясь удержать потребителей, компании снижают цены, повышают качество товаров, предлагают спец предложения, увеличивают затраты на продвижени
Оглавление
Введение 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КАК УСЛОВИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 5
1.1 Понятие, сущность и виды конкурентоспособности предприятия 5
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 10
1.3 Сравнительный анализ концепции экономической безопасности 17
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «АВТОГЕОМЕТРИЯ» 23
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «АвтоГеометрия» 23
2.2 Анализ внешней среды ООО «АвтоГеометрия» 29
2.3 Оценка конкурентоспособности ООО «АвтоГеометрия» 40
3 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАК МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ООО «АВТОГЕОМЕТРИЯ» 45
3.1 Рекомендации по укреплению конкурентоспособности ООО «АвтоГеометрия» 45
3.2 Экономическое обоснование мероприятий ООО «АвтоГеометрия» 56
Заключение 63
Библиографический список 66
Библиографический список
1. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О защите конкуренции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434
2. Агапова М.А. Управление конкурентными преимуществами предприятия / М.А. Агапова // Карельский научный журнал. – 2017. – Т. 6. – № 3 (20). – С. 81–84.
3. Асаул В. В., Кощеев В. А., Цветков Ю. А. Оценка конкурентоспособности организаций в условиях цифровой экономики //Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Т. 10. – №. 1. – С. 533-548.
4. Арбатская Е. А. Стратегия как инструмент управления конкурентоспособностью предприятия //Бизнес. Образование. Право. – 2018. – №. 4. – С. 93-96.
5. Башкатов В. В., Башкатова А. С. Основные направления повышения конкурентоспособности предприятия //Цифровизация экономики и ее информационное обеспечение. – 2020. – С. 322-326.
6. Боровских, Н.В. Обеспечение конкурентоспособности предприятия [Текст] / Н. В. Боровских, Е. В. Паскевич // Молодой ученый. – 2017. – № 3 (137). – С. 299-302.
7. Белолипецкая М. В. Внедрение информационных технологий как фактор повышения конкурентоспособности организации //Современные информационные технологии в экономике: актуальные вопросы, достижения, инновации. – 2022. – С. 15-20.
8. Борщева А.В., Ильченко С.В. Факторы конкурентоспособности предприятия //Бизнес и дизайн ревю. – 2018. – №. 1 (9).
9. Войнов Д.А., Германович А.Г. Управление конкурентоспособностью предприятия //Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». – 2019. – №. 2.
10. Вишневская Н.Г., Нафиков И.А. Механизм формирования конкурентных преимуществ организации //Вектор экономики. – 2019. – №. 1. – С. 106-106.
11. Григорчук А.В. Методы оценки конкурентной позиции и конкурентных преимуществ предприятий / А.В. Григорчук // Научно–практические исследования. – 2017. – № 8 (8). – С. 27–31.
12. Герчикова, И.Н. Менеджмент [Текст] / И.Н. Герчикова. – Москва : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2018. – 305 с.
13. Горбашко, Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности [Текст] / Е.А. Горбашко. – Санкт-Петербург : СПбГУЭФ, 2018. – 488 с.
14. Генин А. Е. К вопросу о государственном регулировании инновационных и конкурентных отношений //Экономика и управление инновациями. – 2021. – №. 2. – С. 71-82.
15. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика [Текст] / Е.П. Голубков. – Москва : Финпресс, 2016. – 464 с.
16. Гилберт, Д. Управление розничным маркетингом [Текст] / Д. Гилберт. – Москва : ИНФРА-М, 2015. – 571 с.
17. Данилова Н. П., Халтурина Е. Н. Управление конкурентоспособностью предприятия //Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2018. – №. 4 (20).
18. Жукова М.А. Теоретические и методические аспекты управления конкурентными преимуществами организации / М.А. Жукова // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2017. № 5. С. 16–20.
19. Залозная, Д.В. Управление конкурентоспособностью организации [Текст] / Д.В. Залозная, М.В. Тарадина. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. – 327 с.
20. Забелин, П.В. Основы стратегического управления [Текст] / П.В. Забелин, Н.К. Моисеева. – Москва : ИВЦ Маркетинг, 2014. – 195 с.
21. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент [Текст] / А.Т. Зуб. – Москва : ТК Велби, Проспект, 2016. – 320 с.
22. Калужский, М.Л. Маркетинг [Текст] / М.Л. Калужский. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2021. – 217 с.
23. Кулакова В. А., Черкесова Э. Ю. Системный подход к управлению конкурентоспособностью предприятия //Аллея науки. – 2018. – Т. 7. – №. 6. – С. 651-655.
24. Ким, С.А. Маркетинг [Текст] / С.А. Ким. – Москва : Дашков и К°, 2019. – 258 с.
25. Киселев, А.А. Основы стратегического менеджмента и сущность стратегического планирования в организациях [Текст] / А.А. Киселев. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 343 с.
26. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития [Текст]. – Москва : Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2019. – 310 с.
27. Кольган, М.В. Основные методы формирования спроса и стимулирования сбыта продукции на предприятии [Текст] / М.В. Кольган, Ю.С. Пристанскова // Концепт. – 2018. − Т.11. − С. 3161-3165.
28. Костенко А. П., Удовик Е. Э. Основные составляющие конкурентоспособности организации //Вестник современных исследований. – 2018. – №. 11.2. – С. 110-113.
29. Костяева, Е.В. Корпоративные финансы [Текст] / Е.В. Костяева, Н.И. Аксенова, Е.А. Приходько. – Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2017. – 100 с.
30. Криворотов, В.В. Конкурентоспособность предприятий и производственных систем [Текст] / В.В. Криворотов, А.В. Калина, С.Е. Ерыпалов. – Москва : Юнити, 2015. – 351 с.
31. Крылова, Е.В. Экономика и управление предпринимательской деятельностью [Текст] / Е.В. Крылова, Г.А. Семакина. – Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2019. – 104 с.
32. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг: учебное пособие / И.М. Лифиц. - М.: Юрайт-издат, 2017. - 211 с.
33. Марущак И.И., Гончаров В.В. Система факторов, влияющих на конкурентоспособность организации //Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – №. 9-2. – С. 20-24.
34. Магзумова Н.В., Федотов В.Д. Конкурентоспособность организации: анализ, пути повышения //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2018. – №. 3 (225).
35. Савич Е.О. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / Е.О. Савич // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – Т. 11. – С. 224–225
36. Кашапов Р.Р., Абусаитов И.Р., Райманов Э.Ф. Конкурентоспособность предприятия //Научно Исследовательский Центр" Science Discovery". – 2021. – №. 2. – С. 136-139.
37. Левушкина, С.В. Стратегический менеджмент [Текст] / С.В. Левушкина. – Ставрополь : Секвойя, 2017. – 80 с.
38. Литвин, Ю.И. Проектный менеджмент: теория и практика [Текст] / Ю.И. Литвин, И.Ю. Литвин, Р.Р. Харисова. – Москва : Прометей, 2020. – 241 с.
39. Лифиц, И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг [Текст] / И.М. Лифиц. – Москва : Юрат-Издат, 2019. – 335 с.
40. Лужнова, Н.В. Стратегическое маркетинговое управление [Текст] / Н.В. Лужнова, О.М. Калиева. – Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2017. – 289 с.
41. Лябищев, К.А. Разработка предложений по совершенствованию маркетинговой деятельности [Текст] / К.А. Лябищев // Концепт. – 2017. − № 6 (июнь). − С. 161-165.
42. Мокроносов, А.Г. Конкуренция и конкурентоспособность [Текст] / А.Г. Мокроносов, И.Н. Маврина. – Москв : УрГУ, 2016. – 198 с.
43. Никитина, Е.А. Управление конкурентоспособностью предприятия. [Текст] / Е.А. Никитина, В. В. Выборнова. – Белгород : БГТУ им. В. Г. Шухова, 2017. – 91 с.
44. Ополченова, Е.В. Современный стратегический анализ [Текст] / Е.В. Ополченова ; Российская международная академия туризма. – Москва : Университетская книга, 2016. – 112 с.
45. Отварухина, Н.С. Стратегический менеджмент [Текст] / Н.С. Отварухина, Ю.Ю. Отварухина, А.Н. Мыльникова. – Москва : Проспект, 2018. – 84 с
46. Подопригора М.Г. Маркетинг: основы, закономерности и перспективы развития [Текст] / М.Г. Подопригора, Е.Л. Макарова. – Таганрог : Южный федеральный университет, 2016. – 86 с.
47. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов [Текст] / М. Портер. – Москва : Альпина Бизнес Букс, 2015. –
454 с.
48. Полищук Н. С., Макеева В. Г. Управление конкурентоспособностью предприятий //Приоритетные и перспективные направления научно-технического развития Российской Федерации. – 2019. – С. 441-443.
49. Портер, М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран [Текст] / М. Портер. – Москва : Альпина Паблишер, 2016. – 947 с.
50. Рознина Н. В., Карпова М. В. Оценка конкурентоспособности организации комбинированным методом //Островские чтения. – 2018. – №. 1. – С. 118-118.
51. Разуваева Т. А. Повышение конкурентоспособности предприятия в условиях современной России //Вестник науки и образования. – 2020. – №. 2-2 (80).
52. Рябов А. В., Давлетов И. И. Анализ методов сравнения конкурентов //ББК 65.050 Н34. – С. 14.
53. Рубин Ю. Б. и др. Обучение конкурентным компетенциям в магистратуре //Современная конкуренция. – 2021. – Т. 15. – №. 1. – С. 97-107.
54. Соколова Е. С., Рознина Н. В., Карпова М. В. Анализ конкурентоспособности организации //Актуальные вопросы современной экономики. – 2019. – №. 4. – С. 34-39.
55. Солдаткина С. М., Князькова А. Н. Повышение конкурентоспособности коммерческой организации через эффективный менеджмент //Актуальные проблемы социально-экономического развития общества. – 2019. – С. 473-477.
56. Удовик Е. Э., Костенко Р. В. Оценка конкурентоспособности организаций //Лучшая научная статья 2018. – 2018. – С. 160-164.
57. Фатхутдинов, Р.А. Стратегическая конкурентоспособность [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. – Москва : Экономика, 2019. – 504 с.
58. Хоружий Л. И., Трясцина Н. Ю. Стратегический анализ конкурентоспособности организации //Бухучет в сельском хозяйстве. – 2019. – №. 3. – С. 66-77.
59. Царев, В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций): Теория и методология [Текст] / В.В. Царев, А.А. Кантарович, В.В. Черныш. – Москва : Юнити, 2015. – 799 с.
60. Цахаев, Р.К. Маркетинг [Текст] / Р.К. Цахаев, Т.В. Муртузалиева. – Москва : Дашков и К°, 2020. – 550 с.
61. Alexandrova E.M. English for Economic Security Professionals // Prospect. – 2019 – C. 54-87. ISBN 978-5-998-80614-8 – Текст электронный // ЭБС «BOOK.RU» [сайт]. – URL: https://www.book.ru/view5/7e88059b685bb8a198d6dde380ed531a (дата обращения 14.04.2021) – Режим доступа: по подписке.
62. Steven T. Mnuchin, Craig S. Phillips A Financial SystemThat Creates Economic Opportunities Nonbank Financials, Fintech,and Innovation // U.S. DEPARTMENT OF THE TREASURY. – 2018 – С. 19-35. – Текст электронный //ЭБС «Scribd Logo» [сайт]. - URL: https://ru.scribd.com/document/385110595/A-Financial-System-That-Creates-Economic-Opportunities-Nonbank-Financi (дата обращения 14.04.2021) – Режим доступа: по подписке.
Конкуренция служит важнейшим способом повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция - это цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.
Конкурентная среда влияет на формирование активной и пассивной составляющих конкурентоспособности фирмы: чем выше интенсивность конкуренции (и, следовательно, более агрессивная конкурентная среда), тем сильнее должна быть развита пассивная конкурентоспособность (для адаптации к конкурентной среде), так как у организации меньше возможностей для влияния на конкурентную среды в силу несопоставимости внутренних сил фирмы с внешними воздействиями. Активная конкурентоспособность нужна фирме для снижения интенсивности конкуренции: если фирма занимает большую долю рынка, то ее рыночная власть будет выше (и сильнее активная конкурентоспособность), а интенсивность конкуренции со стороны конкурентов ниже.