Психолого-педагогическая коррекция недостатков коммуникации дошкольников с речевыми нарушениями
Введение
С первых дней жизни человек нуждается быть услышанным другим и получить эмоциональный отклик, что является общением, одним из необходимых условий жизнедеятельности.
Высокий уровень коммуникации выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства. Зачатки отношений ребёнка с другими активно развиваются в дошкольном коллективе, на которых строится дальнейшее развитие личности.
Общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, но обыденной деятельностью современного ребёнка является просмотр мультфильмов, игры в компьютере, тем самым коммуникация сводится к минимуму.
У дошкольников с нарушениями речи, формирования коммуникативных навыков происходит немного иначе, чем у детей с нормальным речевым развитием. В результате отмечается ограниченность доступных языковых средств, снижается уровень общения, что способ
Содержание
1. Введение ………………………………………………………………………. 3
2. Понятие коммуникации и коммуникативных умений ……………………… 6
3. Формирование коммуникативных умений в онтогенезе …………………… 8
4. Формы и методы развития у дошкольников
коммуникативных навыков ……………………………………………………… 12
5. Методические рекомендации психолого-педагогических приемов
развития у дошкольников коммуникативных навыков ………………………. 16
6. Заключение ……………………………………………………………………. 19
7. Список литературы …………………………………………………………… 22
Список использованной литературы
1. Арушанова, А.А. Коммуникативное развитие: проблемы перспективы / А.А. Арушанова. – М. Просвещение, 2003. – 287 с.
2. Баринова, Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи/ Е.А. Баринова - М.АРКТИ, 2000. - 420 с.
3. Выготский, Л.С. Мышление и речь/ Л.С. Выготский. – М.КАРО, 2003. – 541 с.
4. Галеева Е.В. Психолингвистические основы вербального обозначения эмоций // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 4. С. 126- 129.
5. Грибова, О.Е. К проблеме анализа речевой коммуникации у детей с речевой патологией. / О.Е. Грибова. – С. Наука, 2001. – 257с.
6. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. Для логопедов. – 2 изд., перераб. / Л.Н. Ефименкова. – М. АРКТИ, 2005. – 437 с.
7. Жинкин, Н.И. Механизмы речи/ Н.И. Жинкин.- М. Просвещение, 2004.- 498с.
8. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей/ Н.С. Жукова. – М. Просвещение, 2006.- 156с.
9. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: 47Н. Для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 2008. – 320 с.
10. Иванова В.П., Левшина Н.И. Развитие невербальных средств коммуникации у старших дошкольников // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 159-160.
11. Исенина, Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза/ Е.И. Исенина. – Иваново, 2007. – 651 с.
12. Колодяжная Т. П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ. Ростов - н/Д: ТЦ «Учитель», 2012. 32 с.
13. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа: Кн. Для логопеда / Р.И. Лалаева.- М. КАРО, 2000.- 671 с.
14. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии /Р.Е. Левина. - М.ТЦ Сфера, 2002. – 539 с.
15. Лосева И.И. Развитие речевых коммуникаций детей старшего дошкольного возраста: монография. Ульяновск: Зебра, 2016. 102 с.)
16. Серебренник
Можно сказать, что на третьем году жизни начинают развиваться понимание речи, активная речь, возрастает словарный запас, структура предложений. Дети используют простую, естественную и первоначальную форму диалогической речи, которая в младшем возрасте тесно связана с их деятельностью и помогает общаться со сверстниками в совместной практической деятельности. Такая речь является ситуативной, ее смысл понятен лишь в связи с ситуацией [11].
Обычно контекст заменяется мимикой, жестами, интонацией, но уже в этом возрасте дети учитывают то, поймет ли их собеседник или нет. Данные речевой диагностики показывают, что дети дошкольного возраста испытывают значительные трудности в усвоении родного языка, а именно: его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. А без полноценного владения родным языком невозможно овладение диалогической речью. Диалогическая речь предполагает знание языка и умение им пользоваться при построении связного высказывания [13]. Коммуникативн