Формирование компетенций взрослости как профилактика девиации в культурно-досуговой деятельности
В XXI в. проблема девиантного поведения набирает большие обороты, быстрыми темпами распространяется в группах людей разного возраста и с каждым годом молодеет. Большой процент молодёжи находится в группе риска, так как экономические, политические и культурные проблемы переходного общества не обходят стороной ни одной семьи, и впоследствии приводят к увеличению негативных проявлений уже среди взрослого населения.
Эта проблема возникает у детей, подростков и представителей молодежи из неблагополучных семей, поскольку там воспитанию уделяется мало внимания. Детям не хватает сочувствия, заботы, поддержки. Моральное и эмоциональное давление, ссоры в семье, непонимание приводят к бегству подростков из дома. «Недостаточно организованный досуг подростка приводит к риску попадания его в отрицательную среду, что дает основания к формированию у него вредных привычек, а, возможно, и преступности» [1, c. 39].
Содержание не найдено
Список литературы:
Амонашвили, Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества: Книга для учителя. - К., 1991, - 111 с.
Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский. – СПб.: Каро, 2001. – 327 с.
Гилинский, Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я. Гилинский. – С.Пб., 2004. – 520 с.
Дюркгейм, Э. Метод социологии // Западноевропейская социология ХIX-начала ХХ веков. - М., 1996. - С. 256-309.
Ильин, Е.П. Мотивации и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2008. – 512 с.
История теоретической социологии. Социология второй половины XX - начала XXI века: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2010. - 526 с.
Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. / Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг // Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. – 160 с.
Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Роберт Мертон. — М.: ACT: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. — 873 с.
Орлова, Т.Г. Социально-культурное регулирование девиантного поведения юношества в досуговой деятельности //Мир науки, культуры, образования. – 2011. – №. 1. – С. 295-300.
Фрейд, З. Психоаналитические этюды / Зигмун Фрейд [пер. с нем. Сост. Д.И. Донской]. – Мн.: «Попурри», 2006. – 608 с.
Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. / Эрик Эриксон [Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А.В.] - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.
течении кризиса подросткового возраста у молодого человека формируется чувство идентичности, при неудачном – спутанность идентичности, которая связана с сомнениями относительно себя, своего места в группе, в обществе, с туманностью жизненной перспективы [12, с. 15]. Таким образом, успешное прохождение всех кризисных стадий в становлении личности, позволяет развивать себя в положительных формах человеческой деятельности.
С точки зрения социологического подхода к формированию девиантного поведения определяющим выступают ценностные ориентации и изменения в обществе. Так, Эмиль Дюркгейм, ввел понятие аномии, «как явления разбалансированности, при котором разделение труда противостоит отношениям солидарности. Состояние аномии может характеризовать и отдельного индивида, находящегося в состоянии конфликта с обществом» [4, c. 265].
Роберт Мертон, исследуя социальный процесс взаимосвязи культуры и поведения людей, пришел к выводу, что культура обязывает принять три культурные аксиомы: